Мисси Эллиотт отгружает на прилавки магазинов свой первый и лучший альбом Supa Dupa Fly . Лорен Хилл, после ухода из The Fugees, готовит мир к блокбастеру The Miseducation of Lauryn Hill . А в чартах Billboard со второго места стартует удивительная и необычная пластинка, которую обозреватель BBC назовет первым маяком зарождающегося жанра нео-соул .
Пластинка называется “Baduizm” – по фамилии ее создательницы, Эрики Баду. Очень скоро эту женщину будут сравнивать с Билли Холидэй, назовут богиней и (чуть позже) сумасшедшей; через год она родит ребенка от Andre 3000 из Outkast, а через два - споет магический припев в песне The Roots You Got Me и мир, что называется, прогнется под нас. Но стоп, машина времени! – вернемся в прошлое.
Эрика Аби Райт с детства была недовольна своим именем, считая его “рабским”, и при первом же удобном случае стала писать Erica как Erykah – частица kah на языке одного африканского племени означает погружение в свой внутренний мир. Фамилия Badu пришла оттуда же – так в республике Гана называют каждого десятого родившегося ребенка.
Эрика была не десятым, а всего лишь третьим ребенком – вместе с мамой, братом и сестрой она жила в Далласе, штат Техас. Тягу к сцене ощутила рано: в 4 года уже играла в спектаклях в местном театральном центре, в 14 – работала на радиостанции. Запоем слушала старый фанк на мамином проигрывателе, потом увлеклась хип-хопом (тогдашний псевдоним Эрики – MC Apple). Достигнув нужного возраста, пошла учиться в Далласскую школу искусств (между прочим, кузницу кадров джаз-сцены: оттуда вышла Нора Джонс и трубач Рой Харгроув, а также почему-то будущий клавишник группы KoRn). Закончив обучение, поступила в университет, за год до выпуска ушла оттуда и устроилась работать учителем сценического мастерства в родном городе.
В 1994 году в Даллас заехал с концертом соул-певец D'Angelo. Разогрев звезды поручили Эрике. После выступления к ней подошел впечатленный менеджер артиста Кедар Массенбург и предложил записаться дуэтом. Эрика и D'Angelo спели старую вещь Марвина Гея Precious Love , получился вполне себе пристойный хит. Обрадованный Кедар подписывает певицу на свой лейбл Kedar Entertainment и начинает запись альбома “Baduizm”.
Он вышел в феврале 1997 и порвал слушателей на британский флаг. “Такого не было раньше, - писал обозреватель журнала Vibe. – Мы привыкли к тому, что черная певица – это тетка, которая трясет попой в клипе и носит на шее здоровенную цепь. А здесь мы видим богиню, сошедшую на землю: она поет, как Элла Фитцджеральд, как Билли Холидэй или Нина Симоне – и зовут ее Эрика Баду”.
“Baduizm” действительно казался привезенным с другой планеты реликтом. Записанный при помощи живых музыкантов тонкий и интеллигентный альбом, наставлял черного слушателя: не забывай свои корни, помни! Это можно считать часовым путеводителем по черной музыке: все, что было накоплено десятилетиями – джаз, фанк, соул – поместилось здесь. Умом эту музыку не понять, аршином общим не измерить - придется прибегнуть к запрещенному приему и сравнить ее с журчанием воды, шорохом травы или дуновением ветерка. В принципе, не такое уж далекое сравнение: сама певица, судя по всему, мыслила похожими категориями во время записи пластинки: “В то время я знала, что происходит в мире, я могла предсказывать погоду, я была наэлектризована”, - говорила она.
Электричество и легкость облеклись во вполне себе земные цифры продаж: альбом стал трижды платиновым, пилотный сингл On - On возглавил топ-40, все хип-хоп и R-B чарты страны затрещали по швам. Музыкальными журналистами был придуман термин “неосоул”; к нему, впрочем, Баду отнеслась без энтузиазма: “Неосоул умер. Хотя я даже и не знала, что он когда-то был жив”, - сказала она в 2008 году.
Эрика поехала в тур с Wu-Tang Clan, отметилась на пластинке Busta Rhymes и к концу года выпустила “живой” альбом, названный просто и без претензий – “Live”. На обложке она позирует с крыльями бабочки и в тюрбане. Этот головной убор в течение какого-то времени был символом певицы. “Тюрбан - одежда королевы, а я ведь королева, - заявляла она. – Кроме того, тюрбан показывает окружающим, что его владелицу нужно уважать. Поэтому я всегда ношу его”. Одевалась Баду всегда, к слову сказать, как инопланетянка: могла появиться на сцене в дырявых джинсах и футболке, а могла закутаться в сари или народный наряд какого-нибудь африканского племени.
В 1997 жизнь певицы изменилась еще и потому, что у нее родился сын. Мальчика назвали Seven (“магическое число, которое поможет ему в жизни”), отцом стал Андре “3000” Бенджамин, участник OutKast. В интервью Эрика клялась Андре в любви, но вопросы о свадьбе деликатно обходила.
Весь 1998 год певица получала всевозможные awards, пересчитать их все не представляется возможным. В будущем количество наград увеличится в разы – тому причиной песня “You Got Me” The Roots, где Эрика нежно промурлыкала припев. Что было дальше, вы знаете: альбом “Things Fall Apart” бабахнул, The Roots получили заслуженное признание, а Эрика Баду поставила к себе на сервант еще пару статуэток Грэмми.
Следующий альбом Баду “Mama’s Gun”, выпущенный в 2000 году, был тоже чудо как хорош. Записывался он в студии покойного Джими Хендрикса, а среди треков присутствовал душещипательный дуэт с сыном Боба Марли Стивеном “I’m In Love With You”. Эту песню как-то спела на одном из концертов харьковская группа 5’Nizza – и таким образом, привлекла внимание российского слушателя к американской предсказательнице погоды. В том же 2000-м году у Эрики завязался роман с другим известным стилягой и пижоном – Common’ом. Итогом союза стал блестящий сингл “Love Of My Life (An Ode To Hip-Hop)”. Идиллия, к сожалению, продолжалась недолго – через два года прекрасная пара разбежалась. Common отправился записывать “Electric Circus”, а Эрика выпустила пластинку “Worldwide Underground”. Та вышла чуть слабее, чем предыдущие два альбома. Вероятно, певице было, чем заняться и кроме музыки: она родила вторую дочь (отцом был не Common, а рэппер The D.O.C.), снялась в нескольких фильмах и основала благотворительный центр обучения детей искусствам Beautiful Love Incorporated Non Profit Development (сокращенно B.L.I.N.D.). Она сама снимает свои клипы, ставит концертные шоу, участвует в показах модельера Тома Форда и пропагандирует веганство – по ее мнению, это soulfood, “пища для души”.
На момент написания этого текста у певицы трое детей (в начале 2009 года она родила девочку) и четыре альбома. Для последнего – “New Amerykah Part One (4th World War)” отдали свои биты вдумчивые мастера “подземелья” – вроде Мэдлиба или 9th Wonder. Пластинка запомнилась нежнейшей песней “Honey”: в клипе на нее, если помните, Эрика ходит по музыкальному магазину и рассматривает обложки известных пластинок, где вместо фотографий исполнителей видит лицо себя, любимой. Своеобразная дань уважения своим любимым музыкантам и тем временам, когда люди ходили в магазины и покупали там пластинки (ну или же прятали их под одежду и тайком выносили).
В скором времени появится и продолжение альбома, названное “New Amerykah Part Two (Return of the Ankh)”. Как говорит сама певица, первая часть являлась своеобразным “левым полушарием мозга” – песни из нее были посвящены социальным и околополитическим темам. Часть вторая, по логике вещей, будет “правым полушарием” – и здесь уже никакой политики: только лирика, только чувства, только поток сознания. Первый сингл, который будет бонус-треком к альбому, уже обнародован на сайте Эрики, он называется Jump In The Air (Stay There) , и на нем звучит – держитесь за батарею! – голос Lil Wayne. “Dwayne Carter – великий человек. Он мой брат. И растет вместе со мной. Не говорите о нем плохо”, - наставляет недоброжелателей певица в своем твиттере. Не будем говорить и вам не советуем - коронованной особе простительны любые чудачества.