Жили-были такие-то ребята, в таком-то году они записали первый альбом, продали миллион копий, через столько-то лет распались, потом воссоединились .
Так вкратце выглядит биография любой рэп-группы, за вычетом, может быть, последнего пункта. Со Slum Village все не так просто: состав там менялся несколько раз, новые участники приходили и уходили, а если бы неприятности, сыпавшиеся на группу, были бы статуэтками Грэмми — она давно бы обскакала Jay-Z и Эминема вместе взятых. Поэтому резоннее говорить о SV как о кузнице кадров, хип-хоп-сообществе или своего рода экспериментальной лаборатории. Сделав такую оговорку, можно начать рассказ — не слишком веселый, но, безусловно, интересный.
Началось все в Детройте. Именно там родился Титус Гловер, он же Baatin. В начале 90-х он ходил на детройтские хип-хоп-вечеринки вместе с ныне покойным Пруфом (D12) и звал себя Scandalous-T. Была у парня и своя группа Ssenepod (перевернутое dopeness ), которая позже была переименована в Slum Village и в которую кроме него вошли одноклассники T3 и J.Dilla. Первый был незаурядным фристайлером, а второго мы знаем как продюсера-футуриста, который делал биты для De La Soul и The Pharcyde и которому посмертно воздвигли чуть ли не монумент: влияние Dilla отмечает каждый второй — хоть Madlib, хоть Hudson Mohawke. Мальчик Джеймс Йенси музыкальное образование получил раньше, чем среднее, благо ему повезло с родителями – папа был джазовым басистом, а мама — оперной певицей.
Ну кем, скажите на милость, должен был он стать? Продавцом-консультантом?
В домашней студии троица записала свой первый альбом Fan-Tas-Tic (Vol.1) . Детройтские фаны андеграунда приняли его на ура , но из-за проблем с лейблом запись выпустили только спустя десять лет. До этого группа продавала кассеты на концертах — какое-то время Fan-Tas-Tic (Vol.1) был настоящей редкостью; впоследствии, на волне интереса к музыке Dilla, коллекционеры буквально гонялись за ним. Сейчас первая часть напоминает демо-запись и кажется слегка сыроватой, но по ней можно проследить, как формировался гипнотический стиль Jay Dee.
На дворе стоял 1997 год, Slum Village тесно дружили с A Tribe Called Quest (Dilla помогал Q-Tip писать последние альбомы) и даже поехали разогревать их в прощальном туре, попутно записывая вторую часть Fan-Tas-Tic . В песне Hold Tight Q-Tip фактически назначает детройтскую группу продолжательницей правого дела Native Tongue.
Hold tight, this is the last time you’ll hear me/I’m out now, this is the last time to cheer me/…I’ma leave it in the hands of the Slum now/Take it away from where it comes from now , — читал он. ( Держитесь, это последний раз, когда вы меня слышите / Я ухожу, вы можете поприветствовать меня в последний раз / Я передаю эстафету ребятам из Slum / Примите ее из рук того, кто все это начал ). Правда, от титула наследников A Tribe Called Quest Village потом долго открещивались. Мы — это противоречие, мы — это парадокс, — говорил Baatin. — Вот почему нас сложно сравнить с ATCQ. Они мирные люди, они живут одним племенем ( tribe — с англ. племя ). Мы не такие .
Противоречия и парадоксы подкрались незаметно. Лейбл A-M, изъявивший желание выпустить Fantastic, Vol.2 , был поглощен гигантом Universal. Сделка не состоялась, группе пришлось спешно перебираться на инди-лейбл Goodvibe, поэтому ни о какой хорошей дистрибуции альбома не могло быть и речи. Все же, благодаря похвалам Questlove и Q-Tip, его заметили и довольно высоко оценили. Неудивительно — по звуку он был похож на то, что впоследствии назовут неосоулом . Эти парни мыслят на три шага вперед — такая репутация закрепилась за группой.