Мудрец-философ, фанат комиксов и восточных единоборств, обладатель неброского, но фантастически выверенного стиля.
Даже на фоне своих мрачноватых товарищей по Wu-Tang, GZA (произносится – Джиза) всегда выглядел этаким букой, серьезным и неулыбчивым гостем на рэп-вечеринке, отстраненно взирающим на царящее веселье, а нечастых собеседников наделяющим философскими сентенциями о сложности вселенского мироустройства.
Мудрец-философ, фанат комиксов и восточных единоборств, обладатель неброского, но фантастически выверенного стиля, он записал самый главный сольный альбом в истории Wu-Tang, ювелирный Liquid Swords и уже этим уважать себя заставил.
Гэри Грайс – самый старший из основателей Wu-Tang (дядечке уже под сорок). За все существование клана он постоянно предпочитал исполнять роли второго плана, уступая авансцену весельчаку Method Man, безумцу Ol`Dirty Bastard, харизматическому вождю RZA, острой на язык парочке Ghostface и Raekwon… Но это не мешало ему, серому кардиналу Wu-Tang, получать причитающуюся порцию респекта от ценителей стиля.
GZA (еще один его псевдоним звучит Genius) пришел в рэп первым из всех участников клана, в существенной степени повлияв на своих кузенов RZA и Ol` Dirty Bastard. Он родился в Бруклине, какое-то время он прожил в Бронксе, позднее успел пожить в других районах Нью-Йорка, но в итоге осел в Стэйтене. Покочевав по Нью-Йорку, он завел немало знакомств в недрах местного хип-хоп-подполья и извлек для себя много нового. Вернувшись на Стэйтен-Айленд, он заложил первый кирпичик в создание Wu-Tang Clan. Трио All Together Now (GZA плюс кузены RZA и ODB) стало предтечей стэйтенской супердевятки, но не снискало и сотой доли того успеха что досталось на долю Wu. То же касается и сольной карьеры Гэри Грайса: записанный под псевдонимом Genius альбом Words From The Genius остался незамеченным. Был 1991 год, до дебюта Wu-Tang оставалось еще пару лет.
Альбом Wu-Tang Enter The Wu-Tang (36 Chambers) удивил, покорил и шокировал. На волне успеха участники группы устремились навстречу персональному счастью – благо, контракт (а для тех дней это было неожиданной инновацией) позволял любому из эмси выпускаться на других лейблах. В 1995-ом, без спешки и суеты, GZA издал альбом, который не без оснований считают лучшим среди всех сольных работ Wu-Tang (разве что Raekwon со своим Only Built 4 Cuban Linx может оспорить этот титул). Liquid Swords – это выхолощенная монотонность музыкального материала, хаотичные нагромождения сэмплов и цитаты из архивов рока 60-х и соула 70-х. Атмосфера напоминает готическую смурь бэтменовского Готэм-сити, вызывает в памяти боевики гонконгской компании Golden Harvest с незабвенным Брюсом Ли в главной роли и перебрасывает мостики в те глубины, где ныне черпает вдохновение Смоки Мо.
GZA – рэп-агрегат, работающий может и не эффектно, зато эффективно.
Его манера читки по началу кажется простой, но это именно тот случай, когда алмазы таятся глубоко в недрах. Ищите их на треках Cold World , Killah Hills 10304 (про близлежащий городской парк с самой удручающей статистикой убийств во всем Нью-Йорке), I Gotcha Back , Liquid Swords , B.I.B.L.E. (Basic Instruction Before Living Earth).
Композиция Labels – рукотворный шедевр. Подоплека такова – лейбл Cold Chillin`, работавший с ним в начале 90-х, в период записи первого альбома, относился к нему откровенно по-скотски. Кузен RZA тоже натерпелся от рекорд-компании Tommy Boy в тот же доклановый период. С тех пор ко многим работникам шоу-индустрии у Джизы отношение не то что бы враждебное… Но возможности простебать их по полной программе он не упустил. В тексте Labels зарифмованы названия почти сорока лейблов, а венчает его совет сбросить своего A-R (менеджера, работающего с артистами и определяющего политику лейбла) в Атлантику.
В 1999-ом альбомом Beneath The Surface GZA вписал еще одну захватывающую главу в бесконечную сагу Wu-Tang. Головоломный паззл, уместивший в себя обширный спектр от глубокого Amplified Sample до агрессивный Crash Your Crew достоин самых почетных позиций в фонотеке взыскательного ценителя хип-хопа. К сожалению, он не принес ощутимого коммерческого эффекта, став знамением грядущего заката былой славы Wu-Tang и этаким прости-прощай лично от GZA, потому что последовавший в 2002 году Legends of the Liquid Sword в одном ряду с двумя предыдущими пластинками уместен так же, как покойник на свадьбе.
Последний альбом GZA – это военные байки усатого ветерана. Взрывы отгремели, славные баталии в далеком прошлом, а потускневшие доспехи сданы в утиль. Остается только травить потрепанные временем легенды о жидком мече. Привлекают такие истории старых поклонников, остальным же чаще нет дела до стариковских россказней. Такова жизнь, бесконечные премудрости которой этот умудренный рэп-отшельник постигает уже четвертое десятилетие.