Про них часто говорят, что они сделали хип-хоп снова интересным, что они оживили олд-скул. Эту группу, принято считать андеграундной, но при этом на земле осталось мало людей, кто совсем ничего про них не знает и не слышал
Про них часто говорят, что они сделали хип-хоп снова интересным, что они оживили олд-скул. Эту группу, принято считать андеграундной, но при этом на земле осталось мало людей, кто совсем ничего про них не знает и не слышал. Все привыкли, что обычно рэп-команды состоят из двух-трех человек. В данном случае можно сказать, что их целая толпа. Итак, встречайте: Лос-Анжелесская группа Jurassic 5 состоящая из четырех эмси и двух диджеев. MC: Chali 2na, Zaakir (он же Soup), Akil и Marc 7; диджеи Cut Chemist (Lucas McFadden) и Nu-Mark (Mark Potsic).
Корни создания группы уходят в лос-анжелесское движение L.A. Underground, и центральным местом, вокруг которого в начале 90-х крутились наиболее инновационные коллективы, было Good Life Café. Оно находилось в самом сердце джазового района города South Central. В этом кафе располагалась сцена с открытым микрофоном, и там постоянно собиралось множество мастеров слова и винила. Два основных принципа, которым нужно было непременно соответствовать, чтобы попасть на сцену, это не иметь ничего общего с тем, что называлось вест-кост гангста-рэпом и не пытаться кому-то подражать. Например, Fat Joe, когда только начинал карьеру и обзавелся хитом Flow Joe , был изгнан со сцены Good Life за свою излишнюю жесткость. Позитивные творцы соревновались и совершенствовались в моментальном овладении словом - фристайле. Именно оттуда появилась группа Freestyle Fellowship, которая стала первой ласточкой данной тусовки, кто сделал Это. Chali 2na так описывал то время: Я был там и был свидетелем многого. Не могу сказать, что я впервые появился в Good Life Café вскоре после начала движения, но стал регулярно посещать и делал это до самого его закрытия. Это была Школа. Мы как будто были там постоянно, смотрели на людей, учились у них, совершенствовались, потом сами учили других. Было здорово. Мы самосовершенствовались, оттачивали свое мастерство как живые исполнители. Именно поэтому большинство групп, которые выросли из LA Underground, отлично работают живьем .
Тут же следует иллюстрация из прошлого: Это пожалуй были самые лучшие времена. Мы тогда сделали вещь под названием 7 O’Clock Bus вместе с несколькими нашими друзьями. Мы расселись в креслах так, как будто мы сидим на автобусной остановке и ждем автобус, и кто-то постоянно выходил из себя, потом вставал, чтобы посмотреть, не идет ли опаздывающий автобус. В этом месте постоянно была куча народу, там был даже John Singleton (фильмы Boys N The Hood, Higher Learning, Shaft, 2 Fast 2 Furious – прим.) и ему понравилось то, что мы делаем .
Там же в один прекрасный день, а может быть и вечер 1993-го года, пересеклись пути двух групп Rebels of Rhythm (Zaakir и Akil) и Unity Committee (Charlie Tuna превратившийся в Chali 2na, Marc S.E.V.E.N ставший Marc 7even и Cut Chemist). (В 2003-м году появилась еще одна группа Rebels of Rhythm, не имеющая к нашей никакого отношения). Если быть совсем точным, то следует упомянуть, что в команду Unity Committee помимо уже упомянутых будущих участников Jurassic 5 входили еще 5 человек, которые после раскола команды стали группой Darkleaf и разродились единственным пока альбомом только в 2002 году. Некоторые треки UC – New Years Explosion , U.N.I.T.Y. , Who's Gonna Be The Next Victim? , а также джэмы того времени - можно посмотреть и послушать на сайте Cut Chemist'a. Там же можно ознакомиться с неизданным треком Darkleaf Tales From The Darkside .
В 1991 году Unity Committee выпустили одноименный кассетный альбом, а в 1993-м их трек Who's Gonna Be The Next Victim? попал на кассетный же сборник Please Pass The Mic… в компании с Big Al и Mac 10. Их стали приглашать на выступления в неплохие компании. Например, 7 июня они выступали вместе с Illegal и Beatnuts, а 3 сентября вместе с The College Boyz разогревали публику на концерте 2Pac'a. Это мероприятие памятно тем, что хоть Тупак и выпустил к тому моменту уже второй альбом и вроде бы поимел популярность, на афише его обозвали 2-Pac Shukar.
Поскольку обе команды (RoR и UC) были постоянными посетителями проводившихся в кафе мероприятий, их пути просто не могли не пересечься, поначалу они нашли в лице друг друга достойных соперников для словесных спаррингов, но вскоре общими усилиями выпустили сингл Unified Rebelution . Би-сайдом шел трек Cut Chemist'a Lesson 4: The Radio , который был одновременно и посвящением и продолжением трека пионеров хип-хоп движения Double Dee - Steinski Lessons 1-3 . На дворе шел август 1995-го года и рота красноармейцев. Результат этой коллаборации произвел впечатление на заинтересованную хип-хоп общественность, и участники обоих групп решили продолжать свое дальнейшее существование уже как один большой дружный коллектив под названием Jurassic 5.
Пробивая себе дорогу своими силами, парни основали собственный независимый лейбл и в 1997 году выпустили через дистрибьюцию TVT Records дебютную EP-шку, которая как это сплошь и рядом бывает, носила простецкое название Jurassic 5 . Продав самостоятельно более 200 000 копий, группа добилась внимания со стороны сильных мира того и была приглашена на лейбл Interscope Records, который в 1999-м переиздал их творение. Такой успех тем более удивителен, что группа не выпускала никаких клипов и обрела популярность только за счет множества выступлений и молвы людской. Критика оценила эту работу как один из самых новаторских релизов года. В 1998 году на лейбле Pan вышел Jurassic 5 LP. К трек-листу EP-шки были добавлены еще пять позиций. Трек под названием Lesson 6: The Lecture продолжил серию уроков, начатую на дебютном сингле. Группу начали по праву ставить в один ряд с такими мастерами как A Tribe Called Quest и The Roots. И действительно, их биты прокачивали каждый метр кишок, речитатив ложился как впаянный, усиливая и подчеркивая ритм, а музыкальный вкус позволял вплетать в аранжировки джазовые и фанковые фрагменты. Подозреваю, что канадцы Swollen Members учились создавать свой драйв именно на примере Джурассиков.
В 2000-м году парни выпустили альбом Quality Control . Если оформление первого альбома состояло только из одного логотипа на синем фоне, то дизайн второго сам по себе стал посланием и катализатором мозговой деятельности. Пень многолетнего дерева, на который поставлен звукосниматель от вертушки, и годовые кольца которого выступают в качестве дорожек, производит неизгладимое впечатление. В музыкальном плане альбом продолжил уже сложившиеся в команде традиции. Треки подобраны один к одному. Если кто-то со стороны захочет узнать, что такое настоящий хип-хоп, можно смело ставить этот диск. Кроме прочего, многие вещи, если не большинство, отлично подойдут и для любителей ломких танцев. Диджеи команды никогда не забывают радовать уши скретчами, которые подавляющее большинство нынешних рэпперов незаслуженно игнорируют.
В одном из интервью Chali 2na рассказал, как шла работа над созданием этого альбома, и произошли ли какие-то изменения в их методах с того времени, когда команда была напрочь независима. Нам сильно помогло то, что теперь у нас была своя студия. Мы никогда не ходили в большие студии, на чем неслабо сэкономили. Quality Control мы писали самостоятельно. Nu-Mark прикупил домишко и переоборудовал гараж под студию. Там отлично работалось. Мы могли в любой момент сделать паузу и отдохнуть в доме. Было замечательно забыть о волнениях, и не париться по поводу студийного времени. Мы работали и индивидуально и совместно. Устраивали саундчеки, дурачились и периодически притормаживали на чем-то, что потом превращалось в звук. Творческий процесс на самом деле никогда не прекращался .
Отсутствие гостей на альбоме весьма доходчиво объяснил Nu-Mark: Мы хотели, чтобы народ понял, что из себя представляют именно J5, поэтому и не было четырнадцати тысяч гостевых участий. Иначе просто было бы невозможно выкупить истинный вкус команды. Я думаю людям интересно, каковы мы вместе, а не этот, тот или другой парень по отдельности .
Свой третий и на данный момент последний альбом Power in Numbers они выпустили в 2002 году. Когда вместе работают люди с различными вкусами, если они не перессорятся, то результат получается многогранным. Если говорить о любимых исполнителях, то у Akil'а это будет Jill Scott, у Cut Chemist'a – Fred Jones, у Chali 2na – англичанин Omar, а у Zaakir'a – Al Green. На Power in Numbers впервые появились приглашенные звезды – Nelly Furtado, Juju (из Beatnuts), ветеран Big Daddy Kane и Percy P. Сам альбом уже отличался от привычного стиля команды. Он стал пожестче, поразнообразнее, но это не значит, что он получился хуже или произошла кардинальная смена стиля.
Как это частенько происходит с творческой личностью, полностью реализоваться в рамках одного проекта не всегда выходит. У некоторых участников коллектива креатив бил таким тяжелым ключом, что рамок одной команды, а может и целого мира, было мало. Например, диджей Cut Chemist с рэппером Chali2Na стали участниками огромного живого проекта Ozomatli, который исполнял латинскую музыку с вкраплениями фанка и хип-хопа. Сам Chali 2Na так часто стал появляться в качестве приглашенной звезды, что вскоре мог бы поспорить по этому показателю со SnoopDogg'ом или Method Man'ом. На его счету Swollen Members, Black Eyed Peas, Blackalicious, Tre Hardson и Fatlip (из The Pharcyde), Graffiti Kings, Roots Manuva, Rasco, Spooks, T-Love и Long Beach Dub Allstars. Chali 2na в результате решил свести все свои успехи на стороне в один альбом Fish Market: The Official Mixtape , но дальнейшая судьба этого релиза покрыта мраком, хотя он вроде бы как существует. Сам Chali 2na говорил, что планируется вторая часть микстейпа, а также, что вот-вот должен появится его нормальный сольник Fish Out of Water (забавно, у Grand Agent'a тоже есть альбом Fish Outta Water ). Только вот, когда произойдет этот вот-вот, непонятно.
Интересная ситуация получилась с командой Linkin Park. Zaakir в каком-то интервью рассказывал, что они познакомились на одной из церемоний VMA (Video Music Awards). Парни из Linkin Park выразили Джурассикам респекты, сказали, что им очень нравится их творчество, и что неплохо было бы замутить что-то совместное. Однако спустя какое-то время вдруг оказалось, что из всех Джурассиков был приглашен только Chali 2na. Он, конечно, фронтмен команды и вообще самый активный коллаборционист, но что за нафиг – это похоже на кидалово. Так что теперь у кое-кого появился в лексиконе слоган Fuсk Linkin Park , а в группе, возможно, образовалась трещинка.
Тем временем Cut Chemist плотненько занимался продюсированием сторонних проектов и гостевыми появлениями. Еще в 1997 году он поучаствовал на диджейском сборнике Deep Concentration в компании таких людей как Prince Paul, Babu, Lyrics Born и Lateef. Этот серийный сборник уже насчитывает четыре изданных тома - при возможности стоит обязательно ознакомиться со всеми. Также он не забывал выпускать миксы. В тандеме с DJ Shadow были выпущены Brainfreez (1999) и Product Placement (2001 - очень ограниченный тираж), с Shortkut-ом Live at the Future Primitive Sound Session (запись выступления в Сан-Франциско), а в 2004-м The Litmus Test (все треки идут без названий, только порядковые номера).
Akil в начале 1998-го исполнил свой куплет в композиции Raise Up off These Nuts вышедшей полугодом раньше в исполнении 2Pac'a, Dwayne Wiggins'a и Silky. Версия с Akil'ом вышла на сборнике Oakland Soul , а оригинал был на сборнике малоизвестных треков известных исполнителей Heat .
В 2003-м Akil с Chali 2na погостили на замечательном ремиксовом альбоме группы Soulive (по концепции альбом напоминает исторический диск команды The Brand New Heavies Heavy Rhyme Experience , открывший миру группу The Pharcyde). Точно таким же тандемом они поддержали DJ Format'a на его альбоме Music for the Mature B-Boy (этот трек вошел также в Deep Concentration, Vol. 4: Wreckin' the Floor ). Прихватив с собой Mark7, они поддержали релиз первого сольника знаменитого фристайлера Supernatural, в который вошел его бойцовский материал 1992-2000 годов.
В 2004 году наступила очередь Nu-Mark'a. Воспользовавшись наступившим в группе затишьем он наконец-то отметился собственными официальными релизами. Кстати Nu-Mark начинал свой творческий путь именно как продюсер, а уж потом стал диджеем в отличие от Cut Chemist'a, который пилил с детства, а в четвертом классе даже занимался игрой на кларнете. Первым инструментом Nu-Mark'a были барабаны, за которые он сел в шесть или семь лет. Первым релизом стал не спеша прокачивающий микстейп Hands On , в котором помимо джазово-фанковых ритмов появились некоторые сытные рэп-композиции, а также эксклюзивный трек с коллегой Chali 2na. Вторым стал совместный проект Blend Crafters, в котором принял участие Pomo – битмейкер из Лос-Анжелеса, с которым Nu-Mark познакомился еще в середине 80-х. Здесь уже рэпперам слова не давали. Альбом по большей части инструментальный, с периодическими вкраплениями какой-нибудь в клочья разодранной фразы, плюс парочка ремейков всемирно известных песен. Nu-Mark использовал материал, который по разным причинам не попал на релизы J5. Получился отличный инструмент для оттачивания сторонними рэпперами своего мастерства на готовых минусах. Кстати сами Джурассики тоже выпустили чисто инструментальные версии двух своих последних альбомов. Кроме того пара Джурассиковских диджеев-продюсеров известна в определенных кругах под названием Less Than Six .
В 2003-м году команда приняла участие в знаменитом фестивале Lollapalooza. Путь от одного из городских кафе до фестиваля с мировым именем, говорит сам за себя. Выражение Lollapalooza generation стало синонимом ярлыка Generation X . Так что Jurassic 5 оставили свои след для целого поколения. Будем надеяться, что команда, не рассыпется на множество соло и еще не раз порадует нас.