Был обычный октябрьский день 2002 года, когда Канье Уэст встретился со смертью... Ночью, возвращаясь в свою гостиницу по одной из лос-анжелесских дорог, он попал в автокатастрофу, едва не стоившую ему жизни
Был обычный октябрьский день 2002 года, когда Канье Уэст встретился со смертью...
Ночью, возвращаясь в свою гостиницу по одной из лос-анжелесских дорог, он попал в автокатастрофу, едва не стоившую ему жизни. Но все обошлось переломами челюсти в 3 местах. Лапа смерти не достала его, Kanye остался в живых, подписал контракт с Roc-A-Fella и поднял хип-хоп на более высокий уровень с помощью двух вдохновенных альбомов College Dropout и Late Registration .
Я постоянно прокручиваю в уме события каждого прожитого дня. И каждый раз, когда слышу о несчастных случаях, благодарю Бога за то, что подарил мне еще одну возможность, за то, что я еще здесь. Если бы руль был на пару сантиметров дальше - меня бы уже не было. Я понял, как коротка жизнь, и какое это действительно счастье - понимать, что ты живешь!
Несчастный случай вдохновил Канье на один из самых творческих проектов в истории рэпа. Хоть и со сломанной челюстью, он ухитрился записать Through The Wire – своего рода отчет обо всем пережитом, очень острый и эмоциональный. Золотой век хопа видел немногих артистов, способных одновременно играть роль МС и битмейкера. Но если некоторые просто добыли себе этим кусок славы и успеха, то Kanye West посчастливилось стать одним из тех, кто действительно повлиял на развитие этого музыкального симбиоза в целом.
Уэст – парень в себе уверенный, уверенный настолько, что некоторые профессионалы назвали бы это качество нарциссизмом, еще и прогрессирующим. Можете к ним присоединиться, если не боитесь славы придурков. Еще в 25 лет Уэст взял на себя ответственность за то, чтобы вернуть соул в популярный хип-хоп. Тогда его пытались подловить на высказываниях типа Я выпущу самый классический альбом этого века , но вот вам сразу два альбома на выбор, и теряйтесь в догадках, какой же из них больше достоин этого статуса.
Kanye родился и воспитывался в Чикаго отцом-фотожурналистом и матушкой, доктором наук и преподавателем в университете. Он, в отличии от большинства рэпперов, не познал мира грязных подворотен и торговли крэком, поскольку рос в обеспеченной семье представителей среднего класса. Впрочем, есть подозрение, что карманными деньгами его не баловали – иначе для чего будучи в Китае (там работала его мать), мелкий демонстрировал на улицах навыки в карате, за что китайцы швыряли ему монетки. Инициатива наказуема: вскоре мама наложила запрет на такую форму предпринимательства и отругала начинающего хастлера за то, что получает деньги с нищих китайцев . Да и хватало той мелочи только на мороженое... Канье провел детство, играя в баскетбол, рисуя, выдумывая видеоигры. Но всему свое время, и разгадка кодов вперемешку с пинанием мяча однажды наскучили нашему малышу – он решил попробовать себя в музыке, коей и отдался на 100%.
Первыми, кто задел его за живое и дал понять, что ему нравится, были дебютировавшие тогда Kid 'n Play и De La Soul Me Myself - I . В городе, где на то время не было ни одного рэп-радио, говорить о настоящем хип-хопе было смешно. Тем не менее, Канье это не остановило. О результате такой самоотверженности можете судить сами.
Начал он с того, что украл клавиши Касио . Команда склеилась тут же: Моя мать дружила с матерью Common, поэтому, когда я начал заниматься музыкой, Common вполне закономерно увязался за мной . И хотя впервые Кени встретил No ID во время записи первого альбома Common Can I Borrow A Dollar? , он сразу отметил его как разбирающегося в соул человека.
В то время для тех, кто занимался битмейкингом, гарантий на будущее не существовало, вот Канье и поступил в Государственный Университет Чикаго. Но соблазн взяться за музыку был слишком велик.
На следующий год он бросил институт и продал свою цепь, чтобы заиметь деньжат на переезд в Нью-Йорк. Не все шло гладко, а за взлетами, унизительно низкими – упоминания достойно разве что участие в Jermain Dupri Life in 1472 – следовали продолжительные периоды невостребованности. В 2000 году Kanye поднял голову и подвел итог черной полосе – он продал треки на альбомы Lil Kim, Beanie Sigel и Da Brat, и, что еще более важно, по-настоящему заинтересовал столпов тогдашней Roc-A-Fella, Дэмона Дэша и Шона Jay-Z Картера. Ему доверили работу над альбомом Jay-Z Blueprint и Kanye не подвел.
Диск нарекли лучшим альбомом Джигги со времен незабвенного Reasonable Doubt , а это дорогого стоило. Takeover , Izzo (H.O.V.A.) , Heart Of The City (Ain't No Love) , Never Change – вклад мистера Уэста был весом как по количеству, так и по качеству. На пару с другим гением с конюшен Roc-A-Fella, талантливым продюсером Just Blaze они дали Jay-Z совершенно новый саунд, построенный на соул-сэмплах и запитченных надрывных вокальных партиях. Больше мелодий, но и больше кача! А Jay-Z, как никто иной, умело оснащал образовавшуюся конструкцию остроумными метафорами и беспощадными панчлайнами. Паре битмейкеров предрекли большое будущее и ошиблись только в одном – Kanye добился много большего, чем отмерено одаренному продюсеру.
Новость о том, что Kanye West видит себя в качестве действующего рэппера могла если и не шокировать, то крепко удивить – звезду словил парень? Многим этого не понять, но я начал делать биты только потому, что начал писать тексты, – объясняет он. – В 1996 году я побил Common’а во фристайле .
В 2002 году мы услышали его в треке Bounce на Blueprint 2 у самого Jay-Z. Не каждому начинающему выпадает такой шанс! Однако на хлеб Kanye пока зарабатывал другим. Несколько треков для Джигги ( в том числе прекрасно всем известный '03 Bonnie - Clyde . Кое-что для Talib Kweli, в том числе Get By , главный хит альбома Quality . Ну и по мелочи – Trina, Cam'ron, Scarface. А потом была автокатастрофа 23 октября, которая чуть было не поставила точку в этой толком не начавшейся карьере...
Это событие стало в некотором роде определяющим. Вдохновившись, две недели спустя, с зафиксированной челюстью, Kanye уже записывал Trough The Wire , которому будет суждено стать первым синглом его дебютного альбома. Отсюда же уверенность, что только Бог помогает ему, отсюда и религиозная линия в текстах, и еще один суперхит Jesus Walks тоже начался где-то здесь.
Когда я иду в студию, я превращаюсь в зверя, в чудовище, в Майка Тайсона, - объясняет Уэст свою методику. – Я чувствую желание сносить людям головы своим битом. Я делаю трек и говорю про себя: Фаррелл, ты слышал такое? Да, когда я сочиняю музыку, я стараюсь впечатлить Andre 3000 и Pharrell. Ну а когда сажусь за тексты, стараюсь сделать так, чтобы удивить Jay-Z .
В 2003-м он удивил и тех и других. Сосредоточившись на альбоме, на сторону он выпускал исключительно хиты – Stand Up для Ludacris, Slow Jamz для Twista, You Don't Know My Name для Alicia Keys. Ну и немножко для DMX, Memphis Bleek, Lil Kim, Freeway, Fabolous, T.I. А в самом начале 2004-го вышел долгожданный College Dropout и словно ворвавшийся в форточку ветер разогнал пыль по углам затхлой комнаты, на которую в те годы стал походить хип-хоп. Дважды платиновый альбом явил широким массам совершенно новую штуку – сознательный хип-хоп, но не скучно-назидательный, а популярный! А его Jesus Walks так и просто стал хитом на все времена.
Пока горячо, Kanye наковал железа. В 2004 он спродюсировал альбом John Legend, с помощью Overnight Celebrity воскресил карьеру Twista, а также работал с такими разными артистами, как Janet Jackson, Brandy, Mobb Deep, D-12, Slum Village, Shyne, Jin, Talib Kweli, Jadakiss, Cam'ron, Consequence, 213, Mos Def – далее везде. Неудивительно, что в 2004 West подарил маме домик в Лос-Анджелесе, а на сдачу – мерседес CLK500.
2005 год вышел триумфальным для Kanye. Второй альбом Late Registration превзошел успех первенца – за неделю с полок магазинов унесли 860 000 экземпляров. Он приложил руку к успеху альбома Common, спродюсировал треки для сверхпопулярных Game и Mariah Carey, претендовал сразу на восемь наград Грэмми – самых престижных в мире музыки (в итоге выиграл три). Наконец, он утвердил себя в статусе борца за проблемы своего народа во время телеэфира, посвященному урагану Катрина.
Отношение Kanye к социальным проблемам его страны достойно отдельного абзаца. Не испытав на себе тягот нищеты, он, тем не менее, является активным и последовательным защитником черного населения. Порой даже кажется, что в своих обличительных заявлениях он перегибает палку – слова политики едут домой на мерсах и бентли , пока черное население умирает от голода звучат одновременно и комично, и истерично. Но не забывайте, что старшее поколение афроамериканцев прекрасно помнит расовую сегрегацию в действии.
Тексты Kanye порой не менее радикальны. В Crack Music он обвиняет президента Рейгана, что тот принес в гетто крэк , чтобы таким образом остановить черных пантер . Буш-старший и никто другой, по мнению Kanye, дал Саддаму химическое оружие. Ну а Бушу-младшему досталось в эфире телемарафона, посвященного жертвам урагана Катрина. 2 сентября 2005 года на всю страну Kanye West в прямом эфире NBC, отложив листочек с заготовленными фразами, к полному недоумению стоящего рядом комика Майка Майерса ( Остин Пауэрс ) заявил, что ненавидит то, как сегодня изображают нас [черных] средства масовой информации. Если показывают черную семью – они воруют. Если белую – они ищут пищу... Прошло пять дней [в ожидании помощи федеральных властей], потому что большинство пострадавших были черными. И даже я, жалуясь на это, выгляжу лицемером, потому что сам отворачивался от экрана телевизора, будучи не в силах на это смотреть... . Майк Майерс, решивший, что Kanye закончил, продолжил было читать заготовленный текст, но рэппер перебил его фразой Джорджу Бушу плевать на черное население . Камеру моментально переключили, но слова разлетелись по стране. Пожалуй, это была самая жестокая критика властей за все время трагедии в Новом Орлеане.
В 2006 году скандалист и метроcексуал все больше пожинал лавры, а работал - так, одной левой. Снова получив сразу три Грэмми, Канье заявил, что и престижная награда за альбом года должна была достаться именно ему. На церемонии MTV EMA он разругал организаторов, за то, что клип на Touch The Sky остался без награды. А помимо этого – написал немного музыки для своих парней Rhymefest, Lupe Fiasco и John Legend, а также для статусных ребят Game, Jay-Z и Diddy. Выступал в турне перед такими легендами как U2 и Rolling Stones. А также готовил альбом, новый альбом Graduation , который мы услышим то ли весной 2007-го, а то ли еще позже.
И что же мы наблюдаем? Жизнь Уэста стал главной концепцией его записей. Его игривое, но страстное выражение мыслей, эмоций и противоречий, связанных с попытками описать жизнь среднего класса, в котором он вырос, работал, на который был зол, за который радовался. Он затрагивает темы колледжей, жизнь братства, cекс, охотящихся за деньгами одиноких женщин и свой собственный материализм, который основывается на неуверенности в завтрашнем дне. И быструю езду... Это, пожалуй, одна из немногих тем, которые Канье старается обходить стороной (drive slow, homie!).
Я иду к тому, чтобы создать образ человека, который пока еще никто толком не затрагивал. Эдакого пижона, который верит в Бога, но ухлестывает за барышнями. Понимаете, о чем я? О человеке, который потратит последний доллар, чтобы купить крутую машину... Вот о каком образе я сейчас думаю .
Уэст говорит: Я отличаюсь от некоторых не тем, что признаю всю эту фигню о бандах, оружии и т.д., а тем, что открыто говорю, откуда я, и пою об этом, пою об уличной жизни, пою для тех, кому она близка и понятна. Пою для черных, белых и всех остальных. Я реален настолько, насколько это возможно. Я – новый мир хип-хопа .