Яркие ребята, по настоящему культовый коллектив, каким бы затасканным не выглядело это слово. О них говорят - краеугольный камень нью-йоркского хардкора. Их название - Mobb Deep - напоминает хулиганское словечко моб , повергающее большинство юных рэпперков в панический ужас.
Заокеанских рэпперов вряд ли можно застращать псевдопатриотами, такие персонажи как Prodigy и Havoc сами напугают любого хранителя чистоты белой расы. Эти парни негромко и размеренно пообещают устроить вам ад на земле и наглядно продемонстрировать, что такое убийственная музыка.
Как создавался стиль
Prodigy и Havoc встретились в стенах престижной школы искусств в Манхэттене. Надо думать, тупым упырькам-отморозкам в художественной школе места не нашлось бы. Так что обойдемся без штампов об ограниченности и поголовной криминальности чернокожих рэпперов. Пи и Хэв вне рамок этого клише.
Первая половина 90-х была странным временем для Америки. Пока отцы праздновали победу в холодной войне, их дети пребывали в жестокой депрессии. И если белые подростки убивались *ом под рычание гранджа, то их черные сверстники предпочитали крэк и мрачнейший рэп. Альбом Mobb Deep Juvenile Hell был одним из первых, уловивших это настроение отчаяния и опустошенности. Отточненный стиль, приобретенный группой в середине 90-х еще не просматривается, порой, порой были не лады с темпом, но общие очертания будущего Mobb Deep уже прорисовываются. Родной район Квинсбридж щедро дарил идеи, Пи и Хэв воплощали их в стихи, от которых наиболее впечатлительным слушателям становилось не по себе.
Молодые дарования попали под опеку квинсбриджских товарищей по оружию - тех, кто постарше. В числе опекунов был, кстати и Large Professor, немало сделавший для продвижения Квинсбриджа - в успехе первого альбома Nas`a есть немалая доля заслуг этого человека. Результат их труда в 1993 был издан лейблом 4th - Broadway и имел, скажем так, локальный успех. Расшифровывая - почти никаких денег и крайне мало внимания слушателей. Ничего удивительного, учитывая юношескую незрелость материала и малые возможности лейбла.
Так что большой удачей следует признать последовавшее подписание контракта с ныне легендарной звукозаписывающей компанией Loud, сделавшей имя на альбомах Wu-Tang, а в те годы совершавшей первые шаги в рэп-бизнесе. Большой удачей для Mobb Deep, получивших с подачи Loud широкую известность, и большой удачей для лейбла - ведь последующие альбомыотменно продавались. Выгода была обоюдной.
Стопроцентная чернуха
В 1995 году Mobb Deep выпустили феноменальный альбом Infamous . На этот раз они самостоятельно написали всю музыку для диска, за исключением пары треков, продакшн которых - дело рук Q-Tip из A Tribe Called Quest (кстати, годом раньше он поработал с легендарным дебютом Nas-a, альбомом Illmatic ; похоже, парень отличается хорошим вкусом и участвует только в проектах, которым суждено менять стиль ).
Infamous оказался одним из самых реалистичных гангста-альбомов. Жесткие страшилки про окружающие неприятности - мусора, злобные подонки из квартала… Натуралистично воспроизведенная враждебная атмосфера Квинсбриджа, где каждый квартал - зона боевых действий. Только дегтярно-густые темные тона, мрачная музыка и душераздирающие истории с улиц родного района. Практически как в песне - В черном-черном городе черными ночами/ неотложки черные с черными врачами… - стопроцентная чернуха!!! Размеренная читка Продиджи и Хэвока - негромкая и почти без интонирования стала их отличительным знаком. В сочетании с четко выраженным ритмом (благодаря торчащим барабанам) и минимумом инструментов, она оказывала гипнотическим воздействие. Хит Shook Ones, Pt.2 получил статус настоящего манифеста своего времени. Обреченность и отчаяние запутавшегося поколения: Sometimes I wonder do I deserve to live/or am I going to burn in hell for all the things I did .
Золотой век
Чем дальше, тем больше начинаешь разделять веру китайцев в золотой век, уже существовавший на земле, от которого с каждым годом жизни человечество непреклонно отдаляется. Ну, как быть с тем фактом, что все великие хип-хоп-альбомы уже записаны и остаются непревзойденными? Так было со многими, так было и с Mobb Deep, потому что Infamous был безоговорочно лучшим, а дальше все-таки постепенно шел спад. Не явно выраженный, но все же…
В 1996 году фэны Mobb Deep, а их было немало, выстроились в очереди за новым релизом королей Квинсбриджа. Благодаря их усилиям, альбом под названием Hell on Earth взобрался на 6 место в чарте Биллборда - в общем чарте, где их продажи сравнивали с разными майклами джексонами и мадоннами. Результат впечатляющий. Впрочем, после успеха Infamous иначе и быть не могло. Продиджи и Хэвок продолжали нагнетать мрачняк, рассказывая об усталости от такой жизни и о превращении рэпа в кровавый спорт. Для пущей коммерческой привлекательности были записаны треки с Nas`ом (собратом по району), Method Man`ом и Raekwon`ом (единомышленникам по хардкор-стилистике).
Следующего альбома пришлось ждать долго - пауза была взята на три года. Не все было ладно: дата релиза неоднократно переносилась, затем рабочая версия диска с тремя десятками треков попала в руки пиратов. Поклонников Mobb Deep не смутило низкое качество звучания, и бутлег начал стремительно распространяться по Штатам. Тут уже пришлось торопиться и скорее выпускать Murda Muzik в продажу. И несмотря на все усилия пиратов, диск достиг третьего места в чартах и принес дуэту платину . Хит Quiet Storm с этого альбома считается одним из программных треков Mobb Deep, отлично звучит It's Mine с участием Nas. Несмотря на то, что продюсерские способности Хэвока на Murda Muzik достойны самой высокой оценки, этот релиз стал первым, где Mobb Deep начинает активно обращаться к помощи сторонних битмейкеров. Тем не менее, это не мешает им сохранять свое фирменное звучание - строгий бит Mobb Deep к тому времени уже стал торговой маркой. От которой они играючи отказались на следующем диске.
Свободные агенты
Вышедший в 2001 диск Infamy шокировал поклонников дуэта. Это был совсем не Mobb Deep. Куда-то исчезает смертоносный реализм, звучание становится мягче, а главный хит альбома - мелодичная баллада Hey Luv (Anything) с участием соул-квартета 112, известного по работе с артистами лейбла Bad Boy - предательство Родины . Все это называлось расширением аудитории, на самом деле - смена ориентиров в творчестве, подгонка под более актуальный формат. Если вы присмотритесь внимательно к хардкор-сцене, то поймете, что не одни Mobb Deep поступили так. Дуэт квинсбриджских душегубов оказался в числе первых хардкор-ренегатов.
Еще один интересный факт - удивительная терпимость, проявленная участниками Mobb Deep в отношении Jay-Z. Бруклинский рэппер смешал их с грязью в треке Takeover , обнародованном незадолго до релиза Infamy . Раньше Пи и Хэв уже попадали в подобные ситуации и всегда давали достойный ответ, даже 2Pac получил свое в треке Drop a Gem on 'Em с альбома Hell on Earth . А тут - смолчали...
Незадолго после выхода Infamy , прекратил свое существование лейбл Loud и группа осталась, как говорят в спорте, свободным агентом. Те, кто интересуются к примеру баскетболом знают, что свободным агентом хорошо быть, когда ты молод, полон сил и только что стал MVP регулярного чемпионата. Тогда тебя возьмут в осаду агенты всех ведущих клубов (в нашем случае - лейблов) и завалят многообещающими предложениями. Но если твои достижения в прошлом, а годы близки к пенсионным - открываются совсем иные горизонты…
В 2003 Mobb Deep замутили издание микстейпа, в котором и провозгласили себя свободными агентами: Free Agents (The Murda Mixtape) . Диск содержал почти четыре десятка треков и обнадеживал перспективой возвращения на брошенные позиции. Но этим надеждам не суждено было оправдаться, да и два раз в одну и ту же воду не войти. По крайней мере, из заявлений участников группы, сделанных перед выходом альбома, следовало, что группа стремится всячески расширять свою аудиторию. Что следует понимать как, мы хотим нормально зарабатывать . Естественное желание, кто ж не хочет.
На смерть хардкора…
Альбом Amerikaz Nightmare появился в продаже 10 августа 2004 года. Известно, что на новом релизе главную часть продакшна составляют биты Хэвока. Кроме того, присутствует Alchemist, без которого не обходится ни один альбом Mobb Deep начиная с Murda Muzik . А также люди, с которыми сегодня принято считаться - крутые перцы Lil` Jon и Kanye West. В качестве гостей на треках Американского кошмара засветятся Jadakiss, Nate Dogg, Lil Jon и Twista. Уже сейчас обозреватели предсказываеют мега-продажи (в первую же неделю продано около 150 тыс. экземпляров диска).
Времена меняются - Ghostface и Method пишут веселенькие песенки с Missy Elliott, Mobb Deep сотрудничает с Lil Jon и Twista... Осталось увидеть в списке участников следующего альбома Wu-Tang каких-нибудь Usher`a и Chingy. И тогда гроб с нью-йоркским хардкором можно заколачивать гвоздями и опускать на положенную глубину в 6 футов.