Если в «Других берегах» лиризм и элегия были основой, то в «Фаталисте» первая основа — агрессия. Или «на грани любви и ненависти», как выразился сам Ассаи. И уж куда там до таких слов как «флюиды», «олеандр»… в новом альбоме подобные «нежности» заменяют озлобленные «быкует», «тротил», «кайф», «куча дебилов», «сталь-3», «имеет система» и рэперско-подростковое «Нам нужны полные залы. Ты понял?!». Мата нет. И на том спасибо. Послушайте трек «на безлюдной войне», чтобы вкусить все «прелести» другого Ассаи.
Вторая основа — декаданс, далёкий родственник «доброй грусти». Ждать от Ассаи чего-то позитивного — наивно. «Странно, нет пути, но много дорог» — строчка из «Монами», как нельзя яснее отражает всю творческую деятельность Алексея. Кстати, в отличие от «Других берегов», на альбоме мы услышим и голос (вокал) Фьюза. В одном, непохожем на весь остальной альбом, треке «Навсегда». Maestro A-Sid также не потерялся.
Третья основа — безразличие, как одноимённая песня. Иногда оно ощущается в речитативе, иногда в текстах. Безразличие к себе, к слушателю, к жизни. «Остановка», «На безлюдной войне», «Безразличие» (клип, кстати, неплох) — вызывают равнодушие. А не этого ли добивался Ассаи?.. Искренность чувствуешь в строке «Музыка — это бизнес» («Голос»).
Символизм, «слитных слов авангард» исчез, остались только острые осколки: песни «Рай», «Пепел» и «Неосторожно», отголоски «Других Берегов».
Такие странные мысли,
И я боюсь это правда:
Там впереди ледяная вода,
И на рассвете эти птицы не обо мне.
Больше не будет слов…
***
Неловкие взгляды на коже;
Потные руки, укравшего неосторожно.
Можно же спать и видеть,
Послушай под бит,
Но даже после любви я готов ненавидеть
Однако даже без символизма в текстах вы всё равно не отыщите сюжетов, подобных старой песне «Антон». В текстах только мысли, рассуждения и метафоры. Вряд ли вы догадаетесь, что называет «проекцией» Ассаи до прослушивания одноимённой песни.
Стихи Ассаи всё реже знаменует рифма, ей на замену пришло звукоподражание. В треке «в точку», например:
Даже если в Питере дождь. Точно
Опель уйдёт в точку
Эмоций в речитативе стало меньше, усталости и профессионализма больше.
В рецензиях принято сравнивать. Но сравнить творчество Ассаи не с чем. Как и музыку Марата. Музыкальное оформление минималистское, отвергнуты длинные вступления и минутные окончания, мелодии, как всегда, не режут слух. Люди с музыкальным образованием назвали бы это консонансом. Ambient «Рая» и funk «Навсегда» — исключения, просто исключения, без эпитетов «приятный» или «неприятный». Непривычно без гитарных переборов.
В череде сольных альбомов Фьюза (в т.ч. «По реке») и Ассаи вы не разглядите единого Krec, да, был «Нет волшебства», но после него музыканты так и не смогли предстать единым целым. Единственный, кто их связывает это Марат, но и он пишет музыку строго для каждого из солистов. Да и Ассаи не хочет «быть тенью светлого дня». Вот не удивлюсь, если следующим альбомом вновь станет сольник Фьюза…
Общий вердикт этому альбому не вынести. Тем, кто ценил лиризм «Других Берегов» будет сложно погрузиться в дух упадничества, тем, кто видел в «По реке» тень Ассаи, в «Фаталисте» увидит яркий трехмерный образ Поэта… и уж точно не с маленькой буквы.
Трэк-лист
1. Полкан
2. Монами
3. Навсегда
4. Безразличие
5. В Точку
6. Голос
7. Дневники
8. Рай
9. Проекция
10. Летя На Огонь
11. На Безлюдной Войне
12. Остановка
13. Пепел
14. Расстояние
15. Неосторожно