Первые эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году, когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп» [1].
Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрёл известность, достаточно широкую, во второй половине 1980-х гг., когда началось увлечение брейкдансом. Первая русскоязычная группа появились в 1988 г., её название — Черное и Белое. Клипы ее активно транслировались по телевидению.
Через год образовался коллектив Bad Balance. Это, без преувеличения, легендарная группа, вклад в культуру которой трудно переоценить.
После распада СССР появилась молодёжный хип-хоп ансамбль «Мальчишник», который первоначально задумывался как электронный DJ-проект, впоследв=ствии ставший самым популярным рэп-проектом тех времён. «Мальчишник» запомнился в России открытой cексуальной революцией, чего в Советском Союзе не делали. Также «Мальчишник» поддерживали политические идеи, в частности, у группы были тексты расистского характера.
Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра, которые также получили признание от мэтров на самом авторитетном фестивале rap-music, организованным все тем же Bad. B.
Многие из них сравнивали жизнь афроамериканцев в гетто с тяжелыми временами в России, чаще всего речь шла о суровых 90-х. Стили очень схожи с западными, но русский хип-хоп имеет совсем другую историю, более лиричные отступления.
Одними из первых русских хип-хоп исполнителей, которые стали читать суровый «уличный» рэп, были группы «Каста», «ЮГ», а также хип-хоп альянсы «DРЕМУЧИЕ» и «Объединённая каста». Эти рэперы стали легендами в русском хип-хопе.
В настоящее время хип-хоп получил достаточно широкое распространение среди молодёжи.
Появилось очень много представителей коммерческого и некоммерческого хип-хопа. В данный момент центровыми фигурами в рэпе являются Тимати, исполняющий «гламурный» коммерческий рэп и R'n'B, белорусский гангста-рэпер Серёга, попробовавший себя во многих жанрах хип-хопа. Среди некоммерческих рэперов известен Гуф, рэп которого пронизан наркотической тематикой, группа CENTR, в которой когда-то участвовал Гуф, и Ноггано, известный своей «правильной рэпчиной», тематики рэпа у которого касаются хулиганства, человеческой ответственности и власти без правосудия.