Многие считают танец одним из путей вхождения в транс и создания связи с потусторонними силами. А древние философы определяли танец как искусство телописи, когда земля – полотно, а тело человека – это кисть. В конце 1970-х, вобрав в себя почти все виды телописи всех времен и народов, начал формироваться новый вид искусства – брейк-данс.
Корни брейк-данса, известного также под названиями «брейкинг», «би-боинг», уходят глубоко в земли первобытных африканских племен, которые во время ритуальных танцев проводили различные обряды и общались с богами. И вот, тысячелетия спустя, в Америке 1960-70-х годов, наполненной выходцами с африканского континента, появились личности, которые стали очень необычно двигаться под музыку. Вскоре благодаря легендарному Джеймс Брауну, крестному отцу музыки фанк и соул, родился танец, получивший название «гуд-фут» (good foot), в котором люди стали сочетать падения на землю с элементами вращения.
Чуть позже, в одном из «черных» районов Нью-Йорка, которые еще называют гетто, зарождаются основные предпосылки брейк-данса. Враждебно настроенные банды, уставшие от постоянных уличных разборок, драк и убийств, находят необычный компромисс. Они начинают выяснять отношения на танцполе, таким образом выплескивая весь негатив и получая при этом лишь позитивные эмоции и удовольствие. Впоследствии начали устраиваться соревнования - батлы, а так же дружеские джемы, на которых все желающие могли показать свои умения. Танцоров начали называть би-бой (b-boy). Это название было придумано легендарным ди-джеем Кул Херком (Kool Herc), который часто крутил пластинки на разных уличных тусовках. Название «би-бойс» происходит от «break boys», что означает «парни, танцующие под ломаные ритмы».
Первым, кто смог выделиться из массы танцоров и продемонстрировать свою индивидуальность, был коллектив Rock Steady Crew, в состав которого входили ставшие впоследствии легендарными личности, внесшие огромный вклад в развитие брейк-данса. Парни из этой команды всеми путями старались популяризировать брейк-данс: снимали видеоклипы, писали музыку, ставили шоу и придумывали основополагающие элементы, которые стали базой танца, используясь по сей день.
Благодаря новому поколению би-боев брейкинг обретает новую жизнь. В силу того, что брейк-данс прогрессировал и развивался с огромной быстротой, в скором времени этот танец стал безумно популярен. Каждый би-бой, в какой бы точке планеты он ни находился, старался внести в него что-то свое национальное, племенное, какую-то часть своих народных традиций. И африканцы вложили в этот танец очень и очень много. Во-первых, это ритм, за которым впоследствии в музыкальной терминологии закрепилось понятие AfroBeat. Во-вторых, это традиционные африканские танцы (взять хотя бы для примера тот факт, что би-бои танцуют в кругу, а это одна из отличительных черт африканских племенных танцев).
В середине 70-х годов большую популярность в Нью-Йорке завоевали фильмы о кун-фу, в которых «узкоглазые» парни молниеносно махали руками и ногами, а порой и вовсе взлетали в воздух. Взглянув на сегодняшних би-боев, нельзя не предположить, что многие элементы были некогда позаимствованы именно из кун-фу, взять хотя бы танцоров, которые преподносят свои движения в «пьяном стиле» или в образе «обезьяны» (стилях, которые имеют прямой аналог в восточных единоборствах).
На данный момент брейк-данс сочетает в себе множество видов танцев, таких как стэп, сальса, латина, рок-н-ролл, мамбо, хаус, джаз-рок, русские народные, сон-монтуно, а также элементы восточных единоборств (кун-фу), бразильские танцы, боевое искусство капоэйра. В свою очередь йога также явилась поводом для становления новых течений в брейк-дансе. Приверженцы этого стиля закидывают ногу за голову, используют позу лотоса и многие другие виды растяжек и трюков, позаимствованных словно из Цирка Дюссолье (du Soleil). Сам брейк-данс включает в себя огромное количество сложнейших силовых элементов, вращений и переходов, а слияние со всеми перечисленными направлениями придает ему неповторимую оригинальность, силу, динамику и инерцию, противоречащие порой всем законам физики.
Би-бои танцуют под абсолютно любую музыку: брейк-бит, рэп, фанк, соул, джаз, олд-скул, электро, диско и др. и имеют неограниченные возможности для развития танца, так как многообразие представленных ритмов исключают любые рамки в движениях, пластике и порой самой безумной фантазии. Би-бой не просто слушает музыку и танцует под нее, он сам становится музыкой. Например, под солнечный фанк, наполненный звучанием множества живых музыкальных инструментов, би-бой прогулочным шагом выходит на танцпол и начинает свой легкий, летний танец. Улыбаясь, он подпевает Джеймсу Брауну: «I feel good». Срывая овации, он продолжает танец слегка вальяжно, как говорят - «в стиле!», ведь одной из важнейших составляющих является стиль. Каждый танцор имеет свой, придуманный именно им, образ, через который его внутреннее «Я» воплощается в реальность.
Брейк-данс - это порывы души, это возможности тела и музыка, которая дает танцу начало, продолжение и никогда не останавливается. Многогранность этого танца порой настолько удивляет людей, что многие задают один и тот же вопрос: «И это тоже брейк-данс?»