Название говорит за себя само - попсы, мол, не держим. От студии, занимающейся микротиражными кассетными релизами за годы своей деятельности они доросли до статуса наиболее известной на сегодняшний день рекорд-компании России: с именем, сложившимся стилем и широким спектром музыкальных пристрастий. С 1996 года у руля компании стоял Крыж, он же стал и главным редактором журнала RAPпресс , осуществлявшего PR-поддержку лейбла. В 2000 году к нему присоединился Дайм, лидер команды Nonamerz.
Вклад этих людей в развитие хип-хопа в России весом - на их счету более трех десятков альбомов, в том числе таких команд как D.O.B., ЮГ и Nonamerz, а также около 20 различных компиляций. Уже около десяти лет Rap Recordz прочно удерживает свои позиции на рынке хип-хопа, выпуская интересную и качественную продукцию.
Стартовав с релизами малоизвестных прибалтийских исполнителей, Rap Recordz все же уделял больше внимания московским группам - и, пожалуй, такое поведение было логичным для столичного лейбла, ориентирующегося в основном на Москву и лишь грезящего о широкомасштабной экспансии в регионы. И неудивительно, что роль первых номеров среди артистов лейбла была заранее отведена легендарному андеграунд-коллективу D.O.B. и уже упоминавшемуся коллективу Nonamerz, осколку московских команд DA B.O.M.B. и Da Lost boyz. Однако же настоящим фаворитом московской публики стал другой коллектив - ЮГ ( Южные Головорезы ), группа созданная в результате слияния команд Стальная Бритва и T.N.A. Squad . ЮГ отличался жестким стилем и бескомпромиссными текстами, как правило - социальной направленности. Альбом ЮГ-ов Дешево и Сердито плотно встряхнул Москву и регионы - это был шаг в высшую лигу хип-хопа. К тому же они были неодиноки - Тени и Южный Фронт составили ядро группы поддержки южан , этакую ЮГ-fam, по аналогии названную Семьей ЮГа . Кроме них в число артистов Rap Recordz вошли молодые дарования На Грани , Гек и Fi$t.
Девиз Rap Recordz тех времен мог бы звучать так: Хип-хоп с человеческим лицом . Балансируя на грани между подвальным андерграундом и откровенным поп-рэпом, и не скатываясь ни к одной из этих крайностей, они сумели найти свое лицо, свою нишу, свой индивидуальный облик. К сожалению, возможностей этого лейбла не хватало, чтобы выводить проекты Rap Recordz на широкий общероссийский уровень. По словам самого Дайма, вплоть до 2003 года они просто выпускали альбомы . То есть существовали как чисто издательский лейбл. Возможно, это стало одной из причин ухода ЮГа с лейбла - они достигли своего потолка, и дальнейшее развитие команды было под вопросом. Естественный шаг - и это заставило Дайма обратить внимание на иных исполнителей, в основном - нестоличных.
В конце 2002 - начале 2003 становится зримым смещение акцентов со столичного рэпа, которого, по мнению жителей провинции в природе нет вообще, и возникновение интереса к тому, что твориться в регионах. Второй шаг - начало плавного перехода Rap Recordz на работу над продюсерскими проектами. Такая схема предполагает долгосрочные отношения, контракты на целый ряд альбомов и более трепетное отношение выпускающего лейбла к своим артистам.
Новыми лидерами лейбла стали Злой Дух и Район Моей Мечты - команды из Поволжья с солидным творческим багажом и сложившимся почерком. Злой Дух из Казани - характерные представители дворовой эстетики. Несмотря на отсутствие какой бы то ни было раскрутки, они имели вес в кругах поклонников хип-хопа. Любопытно, что у лидера этой команды, Злого, долгое время были достаточно напряженные отношения с Варчуном, одним из участников Района Моей Мечты . Сейчас они на одном лейбле и распри в прошлом.
Далее в 2003 году на Rap Recordz вышло немало интересных релизов. Кроме упомянутых выше Района и Злого Духа это были Maryjane , DC MC , Невский бит , сольник Карандаша. Дистрибьюторская сеть компании расширялась, а продукция становилась все более доступной. Но вместе с этим Rap Recordz входил в полосу перманентных склок и скандальчиков.
Первой шумной встряской стала не очень красивая история с Районом Моей Мечты , хэдлайнером лейбла. Зревшие внутри группы творческие противоречия, наложились на финансовые разногласия и прямо накануне выхода их диска Район дал трещину. Карандаш отправился в одиночное плавание, его экс-компаньоны Варчун и Крэк набрали новый состав группы. Вроде бы на этом все и утряслось.
Следующий конфликт, имевший более серьезные последствия, случился между Даймом и Крыжом. Отцы поссорились! Развод прошел без битья посуды и громкого выяснения отношений. Но без раздела имущества не обошлось - Rap Recordz остался под крылом Дайма; Крыж объявил, что открывает собственный лейбл Rapland Music, и в течение последних полутора-двух месяцев 2003 года разразился целой серией альбомов и компиляций.
Основные активы расколовшейся компании - ее артисты - вроде бы остались у Дайма, но… Неприятная тенденция - они начали все чаще смотреть по сторонам. А там время от времени подворачивались гораздо более привлекательные варианты продолжения творческой карьеры. И наиболее яркие и востребованные, такие как KREC, выпускавшие на Rap Recordz свой первый альбом Вторжение , и Смоки Мо, к диску которого Дайм проявлял серьезный интерес, перебрались на другой лейбл (Респект Продакшн). Впрочем, KREC ушли и с последнего.
Тем не менее, Rap Recordz по-прежнему остается ощутимой величиной в сфере звукозаписывающей индустрии. Вклад этих людей в развитие нашего хип-хопа заставляет относиться к ним с уважением. В непростых условиях эпохи начального распределения капитала, они сумели создать звукозаписывающую компанию, ориентированную на качественный рэп без уклона в ярко выраженную коммерцию. Сам факт существования подобного некрупного индепендент-лейбла не может вызывать ничего кроме одобрения. Не возьмусь делать прогнозы о его будущем - сегодня в любом бизнесе по-прежнему не так много определенности. Но пожелаю Rap Recordz успехов в конкурентной борьбе и релизов, которые перевернут российский хип-хоп.