Пора уже оставить Street Style за бортом, всё это уже в прошлом - идея устарела. Сегодня на улице не осталось ничего, за что мог бы ухватиться творческий ум Хельмут Ланг, дизайнер
Обратимся теперь к попыткам адептов стиля исправить ситуацию - естветвенно, как уже было показано, исправлять ситуацию берутся прежде всего те, кто вообще видит проблему. Впрочем, не все берут на себя роль гневного пророка, изобличающего лицемерие наших дней - многие по обыкновению самовыражаются, просто стараясь заставить благодарных слушателей перелистнуть страницу, вписав своё имя на свежую, следующую. С этих пор можно считать все устоявшиеся определения стиля условными, а чтобы совесть не мучила, прибегнуть к трюку изворотливых мужей, уже протоптавших тропинку - присовокупить приставку нью- или пост- , и закатав рукава, приступить к тщательному препарированию основ и поиску окольных путей к сердцу почитателей хип-хопа.
Приёмы казалось бы, лежат на поверхности. Мир музыки богат и многообразен, и открыт тому, кто слушает - соответственно, исполнителям нового стиля предстояло многое услышать. Я бы сказал, внимание к качественной музыке в самом широком её диапазоне стилей и жанров - это основное отличие деятелей хип-хопа новой волны от старых, запертых в пределах своей тусовки и культуры хип-хопперов (мне это кажется сравнимым с отступлением от любого вида фанатизма - сравнимо с тем, как если бы нынешние драмэнбасс диджеи перестали сыпать на головы публики релизы сотен малоизвестных лейблов в ответ на вопрос какую музыку вы предпочитаете , и назвали бы хоть пару альтернатив для разнообразия). Так, оказывается, что много интересного придумано уже и до , и одновременно с , и после хип-хопа, последнее особенно касается электронного авангарда, далеко ушедшего от той техники исполнения, которую оставил ему в своё время хип-хоп. Конечно, странно начинать новое дело обстоятельно, сначало дав название новой форме, а потом по усмотрению (*а усмотрений оказывается, много) наполнять её содержанием. Но таковы веяния времени, и хип-хоп по-прежнему старается их отражать. Вообще говоря, ничего откровенно нового и после того, как хип-хоповые музыканты подняли голову, и обратили свой слух за пределы рамок стиля, в том, как это отразилось на их творчестве, человек с более-менее широким музыкальным кругозором может и не заметить. Одни занимаются воплощением заимствованных (*а хип-хоп надо отметить, вообще привык замимствовать) идей и техник, другие используют этот стиль просто как очередное поле для эксперимента - образом подобным тому, как электронные инструменты используют авангардисты-академики. В своих небольших рецензиях, я позволю себе чуть подробней остановиться на характеристике детaлей, касающихся упомянутого, а сейчас отмечу лишь общие тенденции.
Во-первых, это конечно же, переход на цифровой или, как теперь моднее выражаться (*памятуя уже помянутые процессы всеобщего переопределения) пост-цифровой звук. В первом случае имеется в виду, что традиционные техники обращения с традиционными звуконосителями заменил компьютер, цифровые технологии; во втором - что цифровой звук ни в коем случае не является эразцем живого - а напротив, является лишь новым средством в попытке живого обрести новую ипостась и достичь доселе невиданных вершин и горизонтов мастерства. Невиданными вершинами и горизонтами обычно оказываются фантастическим образом деконструированные (разрезанные и заново сложенные) семплы, смелые эксперименты с вокальной партией, рэпом. Фантастические, конечно, по меркам живых диджеев-тёрнтаблистов, имеющих в распоряжении лишь два проигрывателя и собственные навыки их использования; фантастические для МС, сталкивающихся с теми ограничениями, которые на их творческий потенциал накладывает мать-природа. Строго говоря, всё это мы уже видели в исполнении техно-музыкантов и IDMщиков. Неудивительно, что зачастую пост-хип-хоп выпускается на лейблах, известных экспериментальным техно и IDM(*Warp - самый яркий пример), техно-музыканты и продюсеры обращаются к этому стилю (*Dave Clarkе - весьма впечатляет).
Во-вторых, это попытка уйти от петельного хип-хопа, и всех отрицательных моментов композиции, связанных с её построением на идее постоянного прокручивания одного и того же куска. Хип-хоп, и без того имевший, как и всякая электроная музыка, предпосылки к полифонии, в новом обличии зачастую окончательно приобретает мелодию (мелодии), окончательно и видимо (слышимо 8) распадается на несколько партий (обязательный для танцевальной музыки сильный бас, трясущий вас физически, и дополнительные линии, синергетически выстраивающие целую композицию). За многими произведениями пост-хип-хопа может быть замечена типично песенная структура (*вариант: куплет-припев-куплет-проигрыш-кульминация-припев-кода), не говоря уже о том, что теперь хип-хоп становится открытым для свободного синтеза музыки в самом широком смысле этого слова (*есть такое слово noise, знаете ли) и ритмической структуры (*для хип-хопа характерна ломаная бочка размером четыре четверти, частота бита обычно колеблется в районе 100 ударов в минуту). Так, можно заметить эксперименты, близкие по духу free-jazz`у, подразумевающему абсолютно свободное поведение ритма - изменение скорости и размера, характера ритмической структуры, на которую нанизана композиция, прямо по ходу развития трека.
В-третьих (или уже в-четвёртых?) хотелось бы упомянуть попытки хип-хоп музыкантов исполнять эту музыку на акустических инструментах, по возможности не прибегая к семплированию вообще ( вертушки теперь исполняют функцию машины для создания звуковых спецэффектов наравне с цифровыми эффектами и специальными фильтрами и приладами, уступая, как инструмент своё центральное место в создании хип-хоп композиции). Всё это новое поведение оставляет сторонников чёткой классификации в недоумении, так как новый стиль становится всё более эклектичным, приобретая и заимствуя черты родственных музыкальных направлений, и , как уже говорилось, питаясь опытом как чёрной музыки вообще, так и электроники в целом.
И наконец, (можно при желании искать и перечислять и дальше), достойны отдельного упоминания позитивные веяния глобализации. Как уже упоминалось, хип-хоп - это типично западный, я бы даже уточнил, типично афро-американский стиль, сегодня распространился далеко за пределы своей исторической родины, отдаваясь эхом и в колыбели западной цивилизации, Европе, и в более потаённых уголках планеты. Сегодня мы имеем дело со многими локальными версиями этого стиля, часто придающим ему свой ориентальный колорит, и вкладывая новые значения и смыслы в эту, прямо скажем, изначально весьма узколобую и направленную на сравнительно закрытый круг почитателей музыку. Во всех этих изменениях, связанных с освобождением стиля от империи зла , конечно, можно найти и положительные, и отрицательные стороны - но, как обычно, либералы не ищут оправданий перед консерваторами, стремясь постоянно сместить точку равновесия (* Disturb the equilibrium (с): девиз Anti-Pop Consortium).