Дебютный альбом, так сказать, музыканта, известного прежде всего по сотрудничеству с Kanye West’ом, был выпущен ни много ни мало на легендарном лэйбле Motown, на котором ещё задолго до сращения с Universal Music Group записывали и выпускали свои лучшие работы такие звёзды соул музыки, как Stevie Wonder, Diana Ross, Marvin Gaye, The Jackson 5 и др. Сейчас на Universal Motown записывается огромное количество самых разных, в основном хип-хоп, исполнителей, но я не спроста начал с воспоминаний о той эпохе, когда название лэйбла дало имя целому направлению в соул-музыке, именно при разговоре об этом альбоме исполнителя Kid Cudi. Тогда альбомы, записанные на Motown, олицетворяли собой эпоху того самого мягкого, мелодичного, романтичного соула, который все и называли Motown, так вот я считаю, что и альбом Man On The Moon: The End Of Day также в скором будущем олицетворит собой новую эпоху в музыке. Вопрос: эпоху чего?
Выход этого альбома подкинул немало головной боли музыкальным критикам. И действительно, абстрагируясь от всех предпосылок, после прослушивания альбома трудно однозначно сказать, к какому жанру, стилю и направлению он относится. Вы не можете назвать это хип-хопом, потому что тут же получите массу аргументов от корифеев рэп/хип-хоп музыки в опровержение того, что это хип-хоп (то же, что было с последним альбомом West’а). Думаю, сказать про этот альбом Rhythm - Blues будет ещё большей ошибкой. Что же тогда? Может быть ограничимся обтекаемым понятием альтернативная музыка ? Но тогда альтернатива чего с чем? Многие называют это хипстер-хопом, при этом единственная отличительная черта исполнителей, причисляемых к этому направлению – это то, что они носят узки джинсы… Вернёмся к музыке. На самом деле данный альбом представляет собой некое аморфное тело, которое не нуждается в какой-либо жанровой классификации, оно создано для всех жанров, оно универсально. Музыка на альбоме составлена из набора электронных и псевдо-инструментальных сэмплов, заимствованных то ли из фильмов Стивена Спилберга, то ли из выступлений Дэвида Коперфилда. Их основная задача – не вызвать какого-либо раздражения, и даже более того - каких-либо эмоций у слушателя. Именно такая обтекаемость и должна стать по замыслу создателей гарантией успеха у поклонников всех жанров. Ну и конечно же поколение Next не одобрит, если на альбоме не будет танцевальных мотивов, нескольких примитивнейших переходов оказалось вполне достаточно. Ну и самое главное, всё это приправлено видимостью сюжета про полёты на Луну (чем же ещё гордиться американской нации?!), правда, на этот раз мысленные. На выходе получился некий клубняк со смыслом, депрессивная атмосфера оказалась как нельзя кстати.
Слушая такие альбомы, невольно задумываешься о глобальных вещах. Ведь времена культа таланта давно прошли. Это раньше лишь за счёт природного таланта и трудолюбия в идеале можно было стать богатым и знаменитым, потому что тогда это ценили, сейчас ценят другое. Какие таланты у человека, под именем которого выпущен этот альбом? Он умеет придумывать хорошие рифмы, писать лирику? – Лирики как таковой на его альбоме нет, скудные тексты банальны и неинтересны. Он умеет читать рэп? – Не лучше не хуже среднестатистического афро-американеца. Он умеет петь? – Даже не смешите меня. Какие таланты у Kid Cudi? – Я настаиваю на этом вопросе, хочу получить ответ от его поклонников.
Альбом разделён на 4 части (язык не поворачивается сказать логически разделён ): первая часть называется Конец Дня , вторая – Ночные Ужасы , третья – Отправляясь в Путешествие , четвёртая – Новое Начало . Остаётся только догадываться, каким образом например песня Heart Of A Lion (Kid Cudi Theme Music) , в которой Kid Cudi повествует про то, какой он в душе герой, относится к Ночным Ужасам … В качестве главного достоинства пластинки хочется отметить работу продюсеров, среди которых замечены как новички (Free School, Dot Da Genius), так и уже сделавшие себе имя представители хип-хопа (Emile, Kanye West) и электроники (Ratatat). Однако и их работу нельзя оценить однозначно высоко, на альбоме наряду с такими продуманными в музыкальном плане треками как Sky Might Fall и Up Up - Away присутствую и откровенный кляксы наподобие Make Her Say и My World . Заглавный сингловый трек с альбома Day 'n' Nite (Nightmare) , который, по-видимому, был написан и записан ещё до того, как было определено, что альбом будет “космическим”, абсолютно никак не вписывается в общую концепцию, если она и есть, является наиболее безыдейным и радует полным отсутствием музыки. Чисто танцевальный Enter Galactic (Love Connection Part I) , пожалуй, наиболее полно отражает ту самую туманную концепцию пластинки: в куплетах Kid Cudi, не утруждая себя какими-либо вокальными упражнениями, рассуждает на заданную тему фразами пятилетнего ребёнка, тем временем ритмичная музыка не даёт нам усидеть, так и хочется подёргаться… Наиболее пристойно перфоманс исполнителя-звезды выглядит лишь в треках, в которых проглядывает читка ( Soundtrack 2 My Life , Sky Might Fall …). В целом же, исполнение Kid Cudi – это нечто среднее между рэпом и пением, при чём как таковых читки и вокала вы от него тут не услышите. Он ноет, воет, стонет, заикается, изображает робота – одним словом удивляет. Его стиль можно смело назвать неповторимым, но он не заслуживает поощрения за эту неповторимость, так как ни она, ни всевозможные обработки голоса не смогли скрыть полное отсутствие вокальных данных и навыков МС у артиста. Стоит отметить, что каждый трек на пластинке создаёт какую-то свою атмосферу, обладает отличительными чертами и даже идеей, будь то таинственный, шаманистый Solo Dolo (Nightmare) или провозглашающий простоту во всём Simple As... , однако искусственность, которой пропитан почти каждый звук музыки на альбоме, откровенная музыкальная слабость Kid Cudi и направленные на публику приёмы не позволяют говорить о том, что альбом является в первую очередь музыкальным произведением и только потом рыночным продуктом. Гитарная песня Up Up - Away , поставленная в конец треклиста, несколько скрасила общее впечатление от прослушанного, добавила ложку позитива в бочку депрессии, но кардинально не изменила представления о творчестве исполнителя и конкретном альбоме.
Атмосфера, созданная на альбоме продюсерами, напомнила длительный сеанс гипноза, где полностью расслабиться и улететь на Луну мешали лишь жалкие попытки исполнителя поддакивать музыке. В целом, альбом содержит в себе некоторую инновационность и оригинальность, но он не произвёл никакого нового качества, да и не претендовал на это. Конечно же, он будет пользоваться популярностью и многим запомниться надолго, ведь он вобрал в себя элементы таких почитаемых многими жанров, как электроника, поп, рок, R-B, и даже хип-хоп. Альбом ещё раз подтвердил, что сращение этих жанров идёт быстрыми темпами, видимо именно такая универсальная музыка и будет править мэйнстримом в ближайшее время, который в дальнейшем, вполне возможно, полностью потеряет свою жанровую специфику. А в эпоху, когда жажда – ничто, имидж – всё , на вершине всегда будут парни вроде Kid Cudi.