Александр Кусков больше известен как Дракон. Он - трехкратный чемпион России по электрик буги, обладатель других престижных наград и один из лучших танцоров верхнего брейкданса в России. Дракон судействует на соревнованиях и проводит мастер-классы, а с 2000 года руководит танцевальной студией «Школа Дракона» и брейк-коллективом «Драконы», который не раз занимал призовые места на всевозможных фестивалях. Александр Кусков - автор уникальной методики преподавания, принесшей ему победу в «Московском фестивале творчества педагогов дополнительного образования». Кроме того, Дракон - очень жизнерадостный, харизматичный, всесторонне развитый и общительный человек.
iDance: Ты танцуешь с семнадцати лет, а в какой момент понял, что хочешь заниматься этим профессионально?
Александр «Дракон» Кусков: Я не знаю. Наверное, это пришло постепенно. Сначала я увидел, как в клипе «Rock Your Body» команды «Music Instructor» двигались ребята. Я много тренировался, а потом появилась необходимость постоянно иметь помещение для занятий, в результате чего открыл студию, где начал свою преподавательскую деятельность и продолжил сольные тренировки.
Кто были твои первые учителя?
Дело в том, что я ни у кого не учился, а больше обучался по зарубежным клипам. Среди них - видеозаписи Mr.Wiggles, Storm, Amigo. Моим большим идейным вдохновителем был Артур Игнатов, легенда отечественного брейкданса, участник команды «Меркурий». Кое в чем помог разобраться Антон Климов.
Что можешь порекомендовать тем, кто стремится к профессиональной карьере танцора?
Мой совет заключается в том, чтобы люди в первую очередь получали удовольствие от того, что они делают, а не выполняли какие-то заученные движения. Они должны чувствовать музыку, это лежит в основе любого танца.
Как ты оцениваешь развитие и уровень преподавания брейка в России, особенно если сравнивать с США и Европой? Какие, на твой взгляд, перспективы у современной танцевальной культуры в нашей стране? Несмотря на то, что колыбелью брейк-данса является Америка, на сегодняшний день, помимо США, выделяется ряд стран, где хип-хоп культура - а брейкданс является ее частью - очень хорошо развита. Среди них - Франция, Япония и сейчас мощно поднимаются Корея, Италия и Германия. Если оценивать уровень танцевального мастерства, то здесь мы пока сильно отстаем вследствие того, что у нас было меньше информации, у нас не было учителей, к нам не приезжали люди для проведения мастер-классов, поэтому многим танцорам, как мне, приходилось учиться по видео. Что касается уровня преподавания, все мы усердно учимся, и, думаю, через несколько лет вполне сможем конкурировать с наиболее развитыми в отношении брейкданса странами, и вскоре уже им будет чему поучиться у нас. Через полтора-два года в нашей стране появятся танцоры европейского уровня как среди тех, кто профессионально танцует на данный момент, так и среди новичков, которых мы научили, используя уже более современные представления о танце. Тем более что мы уже начинаем входить в международное хип-хоп комьюнити, во многом это связано с тем, что интернет стал доступнее. Я, например, отправляю свое видео французским друзьям, и они мне дают советы, рекомендации.
Откуда такое прозвище - Дракон? Просто в Сочи на фестивале Гольфстрим , где я впервые стал чемпионом славной нашей матушки России, на мне был свитер с изображением дракона.
Участвует ли Россия в международных соревнованиях? Если говорить о профессионализме, то человек среднего уровня мне не страшен как противник, но сейчас в мире много людей, которые танцуют действительно очень здорово. Это обусловлено повышенным интересом в последние годы на верхний брейк в той же Франции, и сейчас речь скорее идет не о конфронтации, а о том, чтобы чему-то у них научиться и суметь правильно интегрировать особенности русского стиля (а он существует) в общетанцевальную культуру. В этом году мы планируем поехать на международные соревнования «Juste Debout», и по результатам будет ясно, можем ли мы с ними конкурировать.
Психологи говорят, что у людей, которые долгое время занимаются танцами или спортом, меняются мироощущение и даже почерк. Ты заметил в себе какие-то изменения?
У меня почерк не менялся. Наверное, я стал больше обращать внимания на любую музыку, которая звучит вокруг, стал лучше ее чувствовать.
К слову, подо что лучше всего танцевать брейк? Очень многих интересует этот вопрос. Нижний брейк танцуют под фанк, бибой фанк, хип-хоп, r'n'b. У верхних стилей есть несколько музыкальных тенденций, но в основе – классический фанк, также есть сильное влияние электронной музыки - электрофанк, брейкбит. Некоторые предпочитают танцевать под хип-хоп и r'n'b. Если говорить непосредственно о моих музыкальных предпочтениях, то они очень разные. Я люблю как и ту музыку, под которую танцую, так и совершенно другую, с танцами не связанную. Это какие-то рок-группы. Например, «Queen», «Scorpions». Кстати, все зарубежные танцоры, с которыми мне приходилось общаться, во многом меломаны. Это правильно, нужно любить хорошую музыку, которую приятно слушать, возможно, под которую приятно двигаться.
На твоем сайте написано, что ты очень много времени уделял разработке методики преподавания. В чем она заключается?
Во-первых, я преподаю структурно, то есть четко выделяю этапы обучения. Всего их три. На первом уровне я учу человека слушать музыку, просто танцевать, не хип-хоп, не брейк, а что угодно, просто двигаться. Это та основа, без которой будет получаться пантомима, аэробика, но не танец. Далее, я учу основам стилей через простые элементы. Второй этап заключается в освоении более сложных элементов, и я уже учу человека думать головой, развивать импровизацию, чтобы он не тупо повторял что-либо за мной, а мог чувствовать музыку и выражать в ней себя, чтобы мог самостоятельно создавать номера, придумывать связки. То есть, по сути, происходит формирование собственной танцевальной манеры. На третьем этапе закладываются основы композиции, постановки и, если можно так сказать, театрального мастерства. Кроме того, существует мое учебное пособие, представляющее собой две брошюрочки, в которых изложены теоретические основы танца, в частности, верхнего брейка. Они распространяются среди учеников в моей школе, а в скором времени, я думаю, часть этой информации будет доступна в интернете. Пособие включает созданный для самоконтроля список тех элементов и того материала, которыми необходимо овладеть. Есть еще видеоролики, которые можно скачать на сайте drakoni.ru . Они иллюстрируют информацию о разных стилях и направлениях. Ко всему прочему, неотъемлемым компонентом является музыка, ведь изучать тот или иной стиль необходимо именно под ту музыку, под которую он был создан, тогда можно действительно очень хорошо прочувствовать его основу и правильно им овладеть.
Как можно помочь раскрепоститься новичкам?
Ну, для этого опять-таки существует моя программа. Помимо того, что мы просто учим элементы, я еще во многом совмещаю процесс обучения с игрой. Во время занятия ребята общаются, вместе выполняют упражнения. Это помогает группе сплотиться. Человек чувствует себя более уверенно и не боится показать своим товарищам что-то новое, что он, может быть, придумал сам. Помимо того, что являюсь танцором, я еще и официальный преподаватель. У меня первая преподавательская категория. Во многом благодаря этой программе я в прошлом году по юго-западному округу занял первое место среди преподавателей самых разных дисциплин. В частности, я обошел учителей бальных танцев, у которых огромный опыт и целая методика разработана. Так что у нашей хореографии отличное будущее.
Какие травмы можно получить, танцуя брейк?
Разные, особенно если заниматься самостоятельно или не слушаться инструктора. Самые распространенные - ушибы и растяжения. Тем не менее, огромного количества травм можно избежать за счет одежды. Например, тот же банальный ремень с большой бляхой может поранить локоть, колени могут пострадать, если тренироваться без наколенников. Обязательно нужно использовать протекторы.
Брейкданс - это особая молодежная субкультура. Как меняется человек, когда попадает в эту среду? Влияние огромное. Появляются новые интересы, знакомства. Надо сказать, я не считаю себя чистым брейкдансером, я танцую и хип-хоп. Нужно разделять терминологию, взгляд на которую в России долгое время был неправильным. Те, кто танцует верхний брейк, не брейкеры. Это фанкистайлеры, топдэнсеры, но не брэйкдансеры. Брэйкданс - это вообще термин масс-медиа, который нисколько не отражает сути. Есть бибой, бигерл - те, кто танцуют нижний брейк. Есть попперы, локеры, вэйверы - те, кто танцуют верхний стиль. То, что мы такие вещи узнали, грубо говоря, вчера, лишний раз говорит о том, насколько Россия отстает в информационном плане от ведущих стран.
Все-таки у хип-хопа своя специфика, влияет ли она на образ жизни, проявляется как-то в одежде, например? Конечно, хотя я не могу сказать, что если я танцую хип-хоп, то постоянно хожу в кроссовках. Помимо танцев, я еще занимаюсь физикой, учусь в аспирантуре и, когда я выступаю перед своими учеными собратьями на конференции, естественно, одет по-другому.
А еще ты пишешь рассказы.
Иногда бывает. Вот сейчас, кстати, проводили на нашем сайте литературный конкурс. У творческих людей должны быть самые широкие интересы, при этом нельзя вешать ярлыки. Среди танцоров многие рисуют, и необязательно графитти, пишут стихи, занимаются модой. Я стараюсь в ребятах, с которыми работаю, раскрыть побольше талантов.
А что ты читаешь на данный момент? Читаю историческую литературу, которая посвящена периоду Второй Мировой войны. Последняя книга, которую прочитал, - это воспоминания маршала Жукова. Еще люблю фантастику, но не ту, что с большими бластерами, а какую-то более глубокую. Хотя с большими бластерами тоже весело.