В 33 года, он - олд-скульщик, танцующий на новой волне; так он сам о себе говорит.
Расскажи о себе.
Я один из самых молодых олд скульщиков, я начал танцевать в конце 1982. Выступал в телевизионном шоу «H.I.P.H.O.P.», именно это шоу открыло мне дорогу на концесты организованные Пако Рабане (Paco Rabanne) (это такой знаменитый дизайнер, который на своих показах устраивал БД выступление). Я перестал танцевать в 1986 и остался в хип-хопе, как райтер (граффити рисовал). В 1995 я начал опять тренироваться вместе с Тони Маскотом (Tony Maskot), так я познакомился с Neil, Régis, Sandrine, и командой «1 Point C’est Tout», также с Gemini, Bertin, и другим. Позже мы организовали «La Villette» в 1996, там я получил большую часть своего опыта, танцуя вместе с хорошими танцорами, которые многому меня научили. Régis помог мне вписаться в команду «Ykanji» в 1998. После этого мои танцевальные способности постоянно развивались. Танцы с Didier, Rabah и Tamak помогли мне найти свой собственный, оригинальный стиль.
По большому счёты ты постоянно был соло танцором. Это твой выбор?
Нет, потому что я всегда хотел команду и батлится вместе с ней… но этого так никогда и не случилось. В тоже время у меня много друзей с которыми я бъединялся на батлы (такими как Лаос, Саид, Ламин, Габриэль, Ноно…)
Ты единственный из олд скульщиков который по-прежнему батлится. Но ты заявил о себе снова довольно недавно, почему ты не танцевал некоторое время? После того как я присоединился к труппе «Frank2Louise» и их туру «Drop It» в 2001 я переехал в Марсель. Там я батлился всего на нескольких фестах, например «World Cup в Zenith (Париж)». Но по большому счёту я уже не батлился. Как то раз мне позвонил Ламин, сказал, что давно не видел меня и спросил танцую ли я ещё… Это дало мне повод для выступления на «Total Session». (они выиграли там команда Colas, Nono, Gabriel в финале бились с Machine, Kareem и Ajax ) Потом мы также поехали на Chelles Battle Pro (проиграли Colas и Ламин – Boom и Cico). Я понял, что если люди не видят тебя, они очень быстро тебя забывают, это общество которому надо постоянно напоминать о себе, всё время… Ты постоянно должен доказывать себе и окружающим, что ещё танцуешь…
Твой танец основывается на музыкальности и стильности, почему ты не добавишь больше техники в свои выходы?
Это правда, что я работаю над техникой гораздо меньше. Я танцую в основном основываясь на чувствах. Многие люди говорят, что я должен добавлять в свои выходы разные триксы потому что я умею их делать. Но сейчас у меня есть парочка новых движений и комбинаций… Но по-прежнему основной акцент я ставлю на танец!
Как ты считаешь – стайл это главное что есть в брейк-дансе? Как ты считаешь хороший танцор не нуждается использовании сложных и техничных элементов?
Проблема в том что мы находимся в эпохе когда люди больше не танцуют. Танцоры часто не понимают что чувство музыки гораздо сложнее, чем техника. Я работаю учителем танцев уже 5 лет, и я заставляю своих учеников работать с барабанами. Работа с музыкальными инструментами помогает им осознать важность чувства ритма. Другая проблема в том как теперь понимают танец. Многие люди идут «тренироваться» в свои танцевальные студии на протяжении 5 часов над одним движением или одной комбинацией. Неужели брейкинг превращается в спорт. Чувства, динамика, артистизм – всё это исчезает (танцоры сами убивают это). Ту атмосферу и энергию не найдёшь нигде – ни в спорт школе, не в танцевальной школе – мы учились танцевать на улицах и в клубах. Тенденция улучшать технику приводит к уничтожению танца, молодые подходят к танцу смотря исключительно на технику. Мы возвращаемся во времена гладиаторов – 20% понимают танец, а остальные тупо ждут триксовых связок. Это убивает танцора когда он не слышит реакции зрителей, он чувствует себя непонятым. И этому яркий пример – Лаос! Его стиль танца не понят и это огорчает, потому что он – Танцор.
Тот факт, что ты свой танец строишь на музыке, говорит ли он о том, что ты всегда импровизируешь?
В 2001 это была одна из причин почему я бросил участие в батлах, потому что я потерял самого себя в танце. Я прятал самого себя за ширмой заученных, отработанных связок. Я потерял свой стиль танца… Поэтому я остановился и начал изучать аспект импровизации в танце. В Марселе это было очень тяжело сделать потому что там мало хороших танцоров. Скорее я сам был предметом восхищения в танцевальных студиях, тогда, когда мне самому нужно было вдохновление. И тогда я вернулся к фаундейшену, такому как 6 steps например… Также я пытался постичь динамику в других стилях. Я начал изучать верха, и если вы посмотрите на мой стиль в 2001 и сейчашний – они абсолютно различны. Я танцую как будто в экстазе, потому что это мой стиль, но каждый день я настраиваюсь всё больше и больше осваивать именно импровизацию в танце.
Что ты думаешь о таких ярлыках как: ветераны, старая школа, новая школа?
Танец беспрерывный. Он не должен быть ограничен. Проблема, что во Франции брейк-данс имеет большой пролом между поколениями, дело в том, что молодые имеют совсем другую базу, не такую как мы. Они слишком вдохновлены американцами, которые действительно танцуют, но молодые французы не понимают, что в своё время американские танцоры брали вдохновление в европейском стиле 90х: Maurizio, Storm, Xavier, Blaise, Gabin… Все эти люди вдохновляли американских танцоров, потому что они больше не танцевали как американцы – они шли дальше. Люди стали меньше общаться и это реальная проблема. Мне повезло, что я ещё здесь. Я ещё актуален и поэтому мои слова ещё кто-то слушает. Люди должны быть более естественны – должны быть сами собой, и пока я ещё выступаю на батлах, я всегда буду держаться этой позиции.
Другой танцор который очень похож на тебя – это Брюс (Wanted). Какие у тебя с ним отношения?
Я встретил Брюса в 2000. Когда я познакомился с танцорами из Реннса (Rennes): Саломоном, Ламом, Хоном (братом Брюса), я по-настоящему оценил этих молодых людей. Было что-то магическое между нами, и они все ходили в класс где я преподавал. Я видел, что они очень уважают мой стиль танца, и в особенности концепцию, которая стоит «за» моим стилем: музыкальность, чувства и «контакт» с другими стилями. И то почему мы с Брюсом похожи только то что мы прежде всего танцоры. У него тот же подход, что и у меня – все его «верхние» движения такие же танцевальные как и движения «внизу». Брюс ни в коем случае не мой ученик. Я много слышал как люди говорят «Брюс – это ученик Дэвида, он полностью его копирует». Он начал так танцевать до того как я познакомился с ним, я просто согласился с правильностью принятия выбранного им пути, но я никогда не был его вдохновлением. Он изначально был в таком стиле.
Ты считаешь, что нужно обязательно уважать более старых танцоров?
Нет, все должны уважать всех в танце. Мы все люди и все нуждаемся в уважении со стороны других людей.
Что ты думаешь о новых танцоров, которые только делают силовуху? Те, кто делает только отработанные связки и триксы?
-Первое: видео, которое смотрят молодые на Style2Ouf и прочем, несознательно влияет на их стиль танца. Тогда потом на тренировки они будут воспроизводить то, что видели, иногда даже не подозревая об этом.
-Второе: Про батлы. Единственная мотивация таких танцоров это батлы, а это не танец…
Какая роль видео в помощи для молодых найти свой путь?
Я не думаю, что видео может в чём то помочь…единственная вещь, которую я могу посоветовать молодым – это ходить в ночные клубы, тусовки, вечеринки…
Перестаньте слушать один брейкбит, как Joseph Go сказал в своём интервью: «Подумайте о своей культуре!» Послушайте сальсу, африканскую музыку… Перестаньте тренироваться слушая только Sky Rock. Ди-джеи тут очень важны в этом вопросе, на них лежит часть ответственности. Они не должны постоянно играть популярную музыку. Смысл в том, что люди должны понимать то, что попадание 3 раза в музыку не говорит о том, что вы музыкальны, это доказывает, что вы знаете эту песню, вот и всё. Музыкальность это чувство тех звуков которые « стоят за музыкой», я видел, как люди танцуют под звуки природы (sounds of ambiance) и они чувствовали музыку. Это очень важно.
Какие у тебя действующие проекты?
Сейчас я работаю с Franck2Louise над созданием involving captors. Это очень интересный проект, основанный на музыкальности. Принцип работы такой: есть зажимы прикреплённые к нашему телу и каждое движение создаёт звук. Это начала было очень трудно. Это работа настоящего музыканта и когда Френк сказал, что у меня часто сбивается темп, когда я танцую – это было очень тяжело для меня принять такое положение дел. Но эта созданная музыка говорила за меня! Но теперь моё тело создаёт её собственную музыку. Также я продолжаю проведение воркшопов, мне нравится проводить обмен опытом… Также у меня много планов насчёт танцевального проекта Ykanji, моей девушки и «13-eme Cercle» - мы раз в месяц проводим «танцевальный уик-энд» ночью, там люди действительно счастливы, это мероприятие очень хорошо работает…
Последние слова?
Живите танцем так, как вы чувствуете его, и перестаньте создавать барьеры между старой и новой школами, потому что хип-хоп это объединение. Уважайте молодых <з>и уважайте старых… мир