Алексей Деловой Мартынов в 90-е участвовал в группе Дерево Жизни. На тот момент это был один из ведущих коллективов на немноголюдной отечественной рэп-поляне.
10 лет спустя Деловой рассказывает Rap.Ru о возвращении в составе группы Экипаж, размышляет, кто запретил клип Бестолочь и сравнивает состояние рэпа тогда и сейчас.
Интервью читают молодые слушатели, которые понятия не имеют, что же там происходило с рэпом в 90-е. Что бы вы им хотели о времени и о себе напомнить?
Знаете, в девяностые рэп в России слушали немногие. А делали его и вовсе единицы. К примеру, в палатках, где продавали кассеты, лежало 2-3 наименования рэп-групп. В Москве спасала Горбушка. Помимо рокеров, панков и металлюг там собирались любители хип-хопа, покупали, менялись записями. Сейчас это кажется каменным веком, но мы по три недели ждали заказанные по каталогу диски. Все заказывали разные, чтобы потом меняться. Копии на кассетах расходились потом по всей стране.
Кстати, именно дефицит рэп-музыки делал тусовку сплоченной. Если я видел человека, одетого по тем канонам хип-хоп моды, я мог просто подойти к нему и предложить обмениваться записями. Именно так произошло со Звонким и Автобусом, которые оказались группой Ритм-У. Потом появился Мук и мы создали Дерево Жизни.
В 97 году вслед за альбомом группы Ритм У Весёлый Ритм У у Дерева Жизни вышел альбом под названием Вещий сон . Это была бомба, которая поменяла представление о рэпе на русском. В куплетах появилась структура. Мы день и ночь оттачивали технику читки. Наша задача была такой: читать так, чтобы никто не смог повторить. Звонкий и Мук — барабанщики, для них ритм — святое, и я безмерно благодарен им за эту школу.
Это были, мягко говоря, весьма известные проекты для своего времени.
Да, и так случилось, что сборники Трэпанация Ч-Рэпа , в числе которых выходили альбомы и Ритм-У, и Дерево Жизни, мгновенно разошлись по стране. В каждой деревне была кассета с нашими песнями. Рэперы того времени знали их наизусть.
В конце 90-х мы уже собирали большие площадки, а иногда и площади в рамках хип-хоп и спорт-фестивалей. Каждый раз с нами в унисон пела многотысячная толпа, нас не отпускали со сцены. Но тут было одно но . Почти все выступления на тот момент в рэп-тусовке проходили, как это сейчас принято говорить, за респект , бесплатно.
Как появился Экипаж?
К 1999 году у нас сформировалась своего рода тусовка. В неё входили Дерево Жизни, Необходимые Вещи, Мелкий, с которым впоследствии Мук организовал проект Бланж, Криптон, у которого мы часто устраивали хип-хоп посиделки всей толпой, Никитос, который к тому времени приехал из Англии и горел созданием новой волны хип-хоп движения. В результате у Криптона, Солёного (Необходимые Вещи) и Никитоса возникло желание создать новый коллектив под названием Экипаж. Куда они пригласили Мари Тур, представительницу женской половины нашей рэп-тусы. Я с удовольствием помогал им, исполняя роль частично автора текстов, частично саундпродюсера. Даже поучаствовал на альбоме. Но опять же, всё это была, если можно так сказать, любительская история.
Про вас долго не было слышно. И вот, возвращение с клипом Бестолочь . Для чего?
Никто и не предполагал, что мы снова соберёмся в 2010-м под флагом Экипажа. Почему вернулись? Как бы пафосно это не звучало — зов сердца. Нам в душе всё так же по 17 лет, как и в 97-ом. И мы жить не можем без творчества. И вот в канун нового 2010 года мы с Криптоном и Никитосом решили собраться вместе и идти до конца. Нам есть, что сказать слушателю. 10 лет молчания доказали нам лишь одно — хип-хоп в нашей крови.
Бестолочь — очень смешной клип. Если взять 50 последних русских клипов, то ваш не похож ни на один. Не боялись, что вас неправильно поймут? Сейчас в моде другое.
Клип действительно смешной, ещё смешней было его снимать. Бюджет этого клипа — 200$, включая штраф за парковку на газоне. Весь материал был отснят практически за день. И, что характерно, не использовалось никаких стимуляторов хорошего настроения.
Что касается моды... Сейчас в моде действительно другое , но как сказал Ален Делон, мода быстро выходит из моды. Сява — наглядный тому пример. Наш клип не похож на остальные, прежде всего потому, что нас не интересуют такие понятия, как мода и формат , в то время как 90% всех групп и исполнителей зависят от них. Мы делаем только то, что хотим делать, говорим только то, о чём хотим говорить.