Начав из туманного далёка, скажу, что современные западные культурологи и искусствоведы всё чаще стали излагать на публике свои домыслы о разного рода кризисных состояниях, коллапсах культуры и искусства, конце истории . Так уж получилось, что свежий этап созидания для нашего перенасыщенного информацией мира оказался черезчур сложен без обязательного перечёркивания всех предыдущих этапов. Очень возможно, кризис надуман, но во всяком случае, он сопутствует появлению разного рода терминов с приставкой пост - и нью- . И вот здесь обычно и стоит начать проверять - действительно ли речь идёт об изменившемся в новом культурном контексте явлении, или просто нам с хитрым прищуром подсовывают старое под соусом из различных приставок? (Здесь можно выдохнуть, и переходить, помолясь, к следующему абзацу - хочется верить, дальше будет не так занудно)
В последнее время всё чаще можно услышать, что хип-хоп переживает новый этап развития. Некоторые музыкальные журналисты отмечают появление нового интересного звука и новых имён, мэйнстрим кипит стилизациями... В то же время многие из моего поколения, поколения, которое выросло на хип-хопе конца 90-х, те, кто услышали Wu-Tang раньше Public Enemy и Eric B - Rakim, кто узнал о Beastie Boys по ремиксам Нормана Кука, могут пожать плечами, и вместе с ветеранами, поклонниками Grandmaster Flash и Africa Bambaata глубокомысленно изречь с лёгкой ноткой ностальгии: нет, хип-хоп уже не тот, что раньше . Многие разочарованы, говорят что дух хип-хопа, дескать, умер где-то в районе 95-го (впрочем, разные называют даты), а нынешние публичные реинкарнации по сути - золотой пузырь с дерьмом. Другие закопали ностальгию, закрыли глаза, чтобы не видеть Source, Vibe и MTV, и заткнули уши наушниками, потирая руки с таинственным шёпотом: underground tastemakers ... Хип-хоп за последние годы обрёл массу новых слушателей - и среди них и масса подростков из спальных районов, и, как ни странно, нестройная кучка высоколобых гурманов-ценителей интеллектуального звука , и прежде всего, экспериментальной электроники. Поскольку меня можно отнести равнозначно и к первым, и ко вторым, я взял на себя смелость немного осмыслить столь противоречивые на первый взгляд тенденции, и немного поразмышлять о прошлом хип-хопа, побольше - о настоящем и совсем чуть-чуть - о будущем, дабы выяснить, как возможен хип-хоп после хип-хопа. 8) В заключении приведу небольшой список интересных релизов, на мой взгляд, достойным образом характеризующих сегодняшний звук такого музыкального явления, как хип-хоп.