Ты же понимаешь, что не избежишь вопроса Так ли хорош сиквел, как и оригинал?
Конечно. Но я никогда не пытался бы взять такое название альбома, если бы не вложил в него такую же энергию, что и в первую часть. Это важно не только для фанов, но и для меня самого.
Почему вообще понадобилось это возвращение к корням?
Мне все еще нравится такая тематика, да и моим поклонникам, как выясняется, по-прежнему по душе все эти кокаиновые истории, фразы из кунг-фу-фильмов, мрачноватый звук. Помню, на первом Cuban Linx у меня было много битов, которые отлеживались по 4-5 лет. Похожая история получилась с этим альбомом. Но он все равно звучит абсолютно свежо. Я вижу в этом подтверждение того, что все сделал правильно и снова получил нечто классическое.
Треки вроде New Wu или Flashback Memory с The Game впечатляют, но вот Criminology 2 на мой взгляд уступает оригиналу...
Все не может нравиться всем. Многим нравится этот трек, но я рад, что ты был честен и признался, что тебе не нравится. Я уважаю твое мнение, но не настолько, чтобы ради него поступаться своим. Моей задачей было вернуть ту энергию, тот вайб, ту ауру хип-хопа. Если бы слышал первой эту песню, возможно все было бы наоборот. В конце концов, всем не угодишь. Так что я просто пытался напомнить о тех временах, когда наши тексты действительно рождались на улицах.
Когда мы с Ghostface делали первую часть, то хотели сделать трек, под который люди будут драться в клубах.
Нет, мы не хотели провоцировать насилие, но наверняка ты хоть раз видел картину, когда началась драка, а музыка все еще звучит? Вот такой вайб в ней был. И продолжением мы как бы говорим: эй, готовься, сейчас начнется...
Вы делали этот трек с Dr. Dre, каково это было, сотрудничать с таким
мастером?
Dre хороший товарищ. С ним встречаешься однажды и тут же чувствуешь полное взаимопонимание. Он сказал мне, что он здесь ради меня и моего проекта, и это все, что ты хочешь слышать от такого человека. И любые деловые отношения после этого остаются немного на заднем плане.
Какое-то время Busta Rhymes считался главным поваром на кухне Only Built 4 Cuban Linx II ...
Нет, он участвовал в этом как хороший друг, а Busta для меня в первую очередь друг. Он не приходил ко мне таким бизнесменом Эй, у нас контракт, понимаешь? Когда моей музыке нужны были чьи-то уши, когда я нуждался в небольшой мотивации, Busta всегда готов был подставить свое плечо. Именно он представил меня Dre, именно он ввел меня в круг J. Dilla.
Что касается Dre, всем интересно, попали ли на альбом треки, которые вы делали вместе?
Когда мы только начали работать вместе, сразу договорились об одном: если этот материал не сработает, то это не станет причиной, чтобы омрачить нашу дружбу и взаимное уважение. Безотносительно всяких лейблов и контрактов. Мы выполнили свои обязательства, каждый сделал свою часть работы. На альбом попадет, быть может, один трек, быть может два или три. Все будет зависить от моих ощущений, насколько хорошо они сработают в этой ситуации. В том числе, насколько хорошо они сработают на мой карман (смеется). Вы же понимаете, что я не прошу Dre сделать мне биты бесплатно? В общем, мы обговариваем ряд моментов, я бы хотел видеть на альбоме два трека, которые мне больше всего нравятся.
Первым Cuban Linx ты построил схему, по которой впоследствии было сделано немало кинематографичных альбомов — вспомним Nas It Was Written , Jay-Z Reasonable Doubt и Notorious B.I.G. Life After Death . А не вызвал ли этот альбом рождение каких-то трендов, которые ты сам считаешь негативными?
Один важный момент обо мне — я не собираюсь никому быть судьей. Каждый сочиняет то, что считает нужным. И я не собираюсь сидеть тут и жаловаться, что тот и этот украли мои идеи. Ты делаешь свое, я делаю свое. Я вижу тех, кто пошел по моим следам, но на мой взгляд, никто так и не подошел ко мне сколько-то близко. Все о чем мне стоит беспокоиться — это мой собственный продукт. Потому что, как я уже сказал, ничей рэп не заставляет меня завидовать. Ты Бургер Кинг, я Макдональдс, понимаешь? Такие дела.
Последний твой альбом выходил в 2003-м, но ты все равно не сидел без дела и работал с такими разными людьми, как Doom, Ill Bill, Big Boi, The Game. С кем еще ты хотел бы записться или может быть уже сделал это на новом альбоме?
Я работаю с людьми, которых уважаю как личность и чье искусство я уважаю. И таких достаточно много. Ты не должен быть мультиплатиновым артистом, чтобы я был твоим поклонником. Ты можешь быть начинающим артистом, но если ты делаешь круто, я буду иметь с тобой дело. Прекрасный пример это Nipsey Hussle. Он новичок, но вот однажды его диск попал в мою машину. Еще хотел бы поработать с кем-то из настоящих OG, которые в игре очень давно. Это словно выплатить дань уважения людям, которые делали это до нас. Людям, которых нельзя забывать. Люди вроде Erick Sermon и Marley Marl, делавших биты к моему альбому; люди, на которых я рос; люди, делавших и хиты, и классику.
Ты и Ghostface стали возмутителями спокойствия, высказывая недовольство продакшном, который RZA сделал для альбома 8 Diagrams . Но после этого он опять работал с твоим проектом. Не было ли в этом смысле проблем, доволен ли ты его музыкой?
Знаешь, RZA, он как волшебник изумрудного города.
Он даст тебе то, что нравится ему самому, при этом у него имеются не менее достойные вещи, к которым он не питает такого же восторга, поскольку они, например, не отражают его роста и развития. И заставить его достать что-то из этого мешка невозможно, поскольку в последнее время он привык иметь дело с другим мешком. RZA такой типаж — ты просишь у него одно, но он дает тебе другое. При этом то, что ты просишь, у него есть! (смеется)
Funkmaster Flex недавно вспоминал 1995 год, когда ты, Nas и B.I.G. считались топ-артистами Нью-Йорка. Как раз тогда все чаще стали звучать слова король Нью-Йорка , но ты-то единственный из этого трио всегда вел себя так, словно не участвуешь в подобном соревновании. Почему?
Все это лишь бьющие через край амбиции... Ведь если ты король, то ты король. А значит не должен об этом говорить, что-то доказывать. Моя музыка всегда говорила за меня. Королем называться хочет каждый, но я все еще хочу свободно ходить среди людей,[/b] а не выглядить таким эй, не прикасайся ко мне -чуваком. И я не выпускал свое эго из узды просто потому, что у меня вышел хитовый альбом. Так что я молчаливый король. У меня может быть одна цепь, хотя у парня рядом их, скажем, тысяча. Но мне важнее оставаться собой и не отрываться от земли. Впрочем, это не значит, что я не люблю всякие крутые и дорогие штуки. Но они не затуманивают мне разум.
[b]К каждому однажды приходит осознание, что его поколение превращается в достояние прошлого. Ты подобного еще не испытывал?
В наши дни хип-хоп был способом показать свой рост и креатив. Сегодня я больше этого не вижу. Для поклонников рэпа очень большое значение обрели продажи, но разве дело только в них? Давайте все-таки говорить о музыке. Каждый не может продавать по 5 миллионов копий, когда я приходил в игру о таких вещах вообще не особенно принято было заботиться. Сегодняшние артисты как правило раздуваются от важности, продав миллион.
Так или иначе, только хорошая музыка выдерживает проверку временем безотносительно продаж.
В точку! Я думаю, это самое важное. Не просто сделать альбом — сделать такой альбом, который захотят слушать и через десять лет. У меня однажды это получилось, хотя меньше всего я думал, что столько лет спустя люди захотят слышать продолжение моей пластинки. Это невероятно, это удается одному из тысячи, и это большая честь для меня — оказаться в числе этих немногих.