Если для вас лейбл ограничивается только названием, можете считать, что Loud умер в 2002 году. Если же имеют значение люди, что заставили вас полюбить этот лейбл, тогда он только сменил вывеску на SRC Records.
Хорошую музыку всегда хочется включить погромче, чтобы поделиться своей радостью как можно с большим количеством людей, даже если нет никакой гарантии, что они способны разделить с вами эти переживания. Скорее всего при выборе названия лейбла Loud Records и этот фактор сыграл значение, равно как и просто желание погромче заявить о себе. Казалось, само название призывает к тому, чтобы окружающие прислушались к выпускаемому компанией музыкальному материалу. На самом деле эти четыре буквы были акронимом от слов Listeners of Urban Dialect . И люди в итоге прислушались. Марка Loud, может, и не так знаменита, как Def Jam, но она смогла оставить в хип-хопе свой неизгладимый след. И, как обычно бывает, за каждым успешным проектом стоит личность, являющаяся одновременно и двигателем и стержнем. В случае Loud именно таким человеком оказался появившийся на свет в 1962 году Steven Rifkind. Можно даже, перефразируя один популярный лозунг прошлого, сказать я говорю Loud - подразумеваю Рифкинда, я говорю Рифкинд – подразумеваю Loud .
Сейчас он известен, как глава лейбла SRC, а громкое название его предыдущего детища уже начинает подергиваться пеленой прошлого. Однако все не совсем так однозначно. Начнем хотя бы с того, что марка SRC появилась еще до того, как мы услышали первые релизы легендарного Loud. Изначально это была консалтинговая фирма, которая прославилась в области, называемой Guerrilla marketing. Именно она сделала своей визитной карточкой термин street team, осуществляя весьма хитроумные ходы по продвижению торговых марок. Творческий потенциал основанной в 1989 годы фирмы был по достоинству оценен такими компаниями как Home Box Office, T-Mobile (Sidekick), MGM Pictures, Nike, DreamWorks и Quiksilver. Но вначале сделаем пару пояснений по поводу этого партизанского маркетинга .
Все желающие углубиться в данную тему могут почерпнуть изрядное количество подробностей в книге Jay Conrad Levinson Guerrilla Marketing 1984 года. Принципы такого маркетинга состоят в применении нетрадиционных, нешаблонных способов продвижения какого-либо бренда, причем с минимальными затратами. При толстом бюджете выдумка играет не столь значительную роль. Однако понятно, что хорошая идея всегда поможет сэкономить или добиться большего эффекта. Сейчас всем нам уже знакомы многие из приемов, к которым впервые стали прибегать в 80-х. Это может быть так называемая цыганская почта – целенаправленная передача информации из уст в уста , спам, футболки с соответствующими надписями, всевозможные стикеры в транспорте и местах, посещаемых большим количеством людей ( писать на стенах туалета, увы, мой друг, не мудрено… ). Это также может быть уличная агитация и раздача каких-то рекламных материалов (изначально самиздатовского формата. Кстати, именно поэтому в советское время доступ к копировальной технике на предприятиях находился на особом контроле).
Фирма Стивена набила руку в такого рода акциях. Параллельно с работой на крупных заказчиков, она занималась донесением до целевой аудитории известий из мира музыки. Причем именно рэп и р-н-б направленности. Если потенциальную слушательскую массу сравнить с горой, то SRC (Steve Rifkind Company) был Магомедом, который к ней шел. И тут незаменимую роль играли пресловутые street team - уличные команды. Они добирались до молодежных общежитий, сквотов, общин, школ и несли туда бесплатные синглы артистов. Они же выводили пальцами названия групп и альбомов на пыльных поверхностях различного автотранспорта, который автоматически на какое-то время превращался в разъездную рекламу.
И вот, когда технология была отлажена и стала приносить заметные результаты, был создан Loud Records. Произошло это в 1992 году. И кто же стал первым подписантом лейбла? Wu-Tang Clan! Результаты этого союза вам всем хорошо известны. Там же стартовала сольная карьера Raekwona с его отчаянно многими любимым альбомом Only Built 4 Cuban Linx . Скажем больше – с тех самых первых дней и по сию пору участников клана и Стивена связывает нечто большее, чем просто деловые отношения. Они прошли вместе весь путь, и не зря именно Стиви удалось вернуть клан к работе над долгожданным совместным альбомом-возвращением. Да, и уход со сцены Ву на самом деле был во многом связан с перипетиями, происходившими с Loud Records. Но до этого момента было десять лет успеха. Лейбл наращивал обороты и выпускал в свет один за другим проекты, каждый из которых сейчас носит статус классики. Судите сами, из стен Loud вышли альбомы таких артистов как Big Pun, Mobb Deep, The Beatnuts, M.O.P., Tha Alkaholiks, Pete Rock, Lil' Flip, Project Pat, Three 6 Mafia, Xzibit, Twista, Dead Prez, The Dwellas и The X-Ecutioners. Альбом последних Built From Scratch , появившийся в переломном для лейбла 2002 году, был продан тиражом 400 000, что стало небывалым среди скретч-групп достижением.
Начав с Нью-Йоркского андеграунда, лейбл перекинул мостик и до противоположного побережья. Даже более того, став в сознании интересующихся bi-coastal предприятием, он пошел еще дальше, подписав южную группу Three 6 Mafia. Многие недоумевали - и что они будут со всем этим делать? . Несколько альбомов сатанинской мафии, выпущенных под патронажем Стивена, доказали, что дело вовсе не в географии.
Лучшие годы в карьере Mobb Deep также связаны с этим лейблом – на нем вышел The Infamous , сделавший дуэту имя. Все остальные альбомы вплоть до Infamy также были изданы именно там, и наверняка издавались бы следующие, если бы в 2002 году лейбл не прекратил свое существование в том качестве, в котором стал нам известен. Однако, правды ради, стоит отметить, что не все артисты оставались также довольны результатами сотрудничества, как Моббы и Вушники. Группе Dead Prez, по их собственным заявлениям, пришлось порядка шести лет ждать выхода своего дебютного Let's get Free , несмотря на то, что он был полностью готов. Они с тоской провожали взглядом отправляемые в большое плавание по жизни работы Клана и Big Pun-a.
Виной тому, как ни парадоксально, был успех лейбла - он вошел в большую игру. Стивен подыскивал все новых и новых дистрибьюторов – все лучше и лучше. Времена исключительно уличного промо миновали, к Loud проявляли интерес марки со своими обширными сетями дистрибьюции. И таким образом заключался то один контракт, то другой. Вместе с укрупнением представленных на музыкальной сцене игроков и уменьшением их количества заканчивалась золотая эра хип-хопа. Партнеров Loud поглощали более крупные игроки. Каждый новый договор вел к пересмотру графиков и распределения финансов, что в результате сказывалось на том, что первыми номерами снова шли уже ставшие успешными исполнители, чтобы новые партнеры могли убедиться в правильности своего решения. К 1998 году Стивен успел посотрудничать с Arista и RCA Records.
В итоге цепочка мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку привела Loud в стан Sony. Когда Dead Prez дебютировали, за распространение отвечал лейбл Relativity, который оказался в какой-то момент в подчинении у Columbia, которая в свою очередь сама является частью музыкальной империи Sony. Буквально за семь лет Стиви взобрался на самый верх, не теряя при этом доверия улиц, чему лишнее подтверждение список выпущенных им артистов, многих из которых именно он вывел на столбовую дорогу успеха и признания.
И вот на излете 90-х он сунул голову в пасть голодному тигру. Новые партнеры мило улыбались и жали руку, но при этом поставили конкретные условия: вот вам испытательный срок в три года, и вот вам план по суммарным продажам. Киты шоу-бизнеса, как известно, имеют дело только с теми, кто приносит с каждым разом все больше и больше денег, они купаются в деньгах и рисуют красивые графики с процентами увеличения прибыли каждый год. Если вы не в состоянии за ними угнаться, тогда берегитесь. Как оказалось даже такая замечательная сборная артистов, которые сплошь и рядом приносили то золото, то платину, не в состоянии выполнить поставленную задачу. Сам Стивен потом говорил о компаньонах с Columbia: Они привыкли просто сидеть и выбирать подходящую музыку, а не заниматься её продвижением. Им нужны сплошные Мэрайи Керри .
В 2002 году тучи стали сгущаться – боссы были недовольны. При этом в соответствии с подписанными бумагами они имели свой процент в предприятии под названием Loud Records. Стивен бросился искать инвесторов, которые могли бы выкупить у партнеров принадлежащие им 75 процентов его детища. Судя по всему цена оказалась неподъемной для тех, кто был бы не прочь, а те, кто обладал нужными ресурсами, рассуждали так же как и менеджеры Columbia и Sony. В итоге Стивену пришлось продать Loud партнерам на корню за 40 миллионов. Как тут не вспомнить народную мудрость про хитрость и болт с обратной резьбой ?
Произошла реструктуризация. Штат лейбла порезали , оставив только A-R ( артисты и репертуар ) и менеджерский отделы. Самому Стивену предлагали место в поглотившей Loud структуре, но он предпочел вместе с некоторыми коллегами, которые стали за минувшее время единомышленниками, уйти и создать SRC Records. Подчеркивая идеологию, изначально исповедываемую Loud, новое детище стало расшифровываться иначе, чем раньше – теперь это уже Street Records Company. Если для вас лейбл ограничивается только лишь названием, то можете считать, что Loud прекратил свое существование в 2002 году. Если же имеют значение те люди, что заставили полюбить конкретную торговую марку, то можете считать, что лейбл не умер, а только сменил вывеску.
Артисты с долгими контрактами, подписанные на Loud, перешли по наследству новым хозяевам. За ними же остались права на весь каталог выпущенного ранее на лейбле материала. Однако, как уже неоднократно доводилось слышать в различных интервью, новый лейбл не знал, что делать с приобретенными артистами . В итоге у многих в творчестве наступили паузы. Но Xzibit, например, смог более-менее безболезненно вылезти из сложившейся ситуации. Он, собрав волю в кулак, отработал положенное и был таков. При этом исполнитель отмечал: Когда мы выпускали на Loud мой альбом 'Restless' он продался под два миллиона, а следующий 'Man vs. Machine', выпущенный на новом месте, остался только золотым. Не было никакого промо . Во время своего пребывания на Loud он создал собственный инди-лейбл Open Bar Entertainment, на котором собирался выпускать своих товарищей, но толком развернуться так и не успел. Зато теперь он благополучно распрощался с неуютным домом и переехал вместе со всеми пожитками под крышу Koch.
Но что же Стивен? Он тоже сменил крышу. Будем надеяться в этот раз удачно. Теперь его офис стал значительно меньше, но зато он находится в том же небоскребе, что и новые партнеры – Universal. Сделку подписали 18 декабря того же 2002 года. Естественно, появились новые артисты. Пока не так много, зато некоторые имена вам хорошо известны, а одно из них стало настоящим открытием последних лет. Первым контрактником SRC стал David Banner. Следом подтянулись Terror Squad с Remy Ma, которую Стивен помнит еще 16-летней девчонкой. Но самое главное, что SRC может гордиться присутствием в своих рядах Akon'a.
Не все шло гладко. Дэвид и Рэми остались недовольны первым опытом сотрудничества. В их случае произошел парадокс. На счету каждого были достаточно ротируемые радио-синглы, однако это никак не сказалось на продажах альбомов. Конечно, многие могут только мечтать и об их результатах, но в данном случае 300 тысяч для дебютного на SRC альбома Дэвида Mississippi и немногим больше ста тысяч для Рэми – не те показатели, на которые они рассчитывали. Ну, ничего, авось Akon всех вывезет на своих сенегальских плечах.
Самое же интересное состоит в том, что Стивен не махнул рукой на Listeners of Urban Dialect. Он все еще надеется выторговать обратно права на Loud. Переговоры все еще ведутся, и на данный момент бывший владелец оценивает шансы как 60 на 40. Параллельно он оживил старое название в новом качестве. Речь идет о сайте www.loud.com. В партнерстве с Pure Games и зеркалом на сайте www.battlerap.com запущен проект, в котором каждый желающий рэппер может отличиться и принять участие в борьбе за приз в сто тысяч долларов и контракт с SRC Records. Все, что вам нужно, это зарегистрироваться на сайте и потратить несколько долларов, чтобы скачать созданные профессионалами инструменталы. Поддержку проекту оказывают, например, Cool and Dre, DJ Khaled и Teflon. 99 центов за минус от Cool and Dre - вполне пристойная цена, не правда ли? Свести конкурсную запись можно будет прямо на сайте, в виртуальной студии. Благодаря этому проекту планируется создать очередное обширное интернет-сообщество и, как знать, может быть поспорить в недалеком будущем с популярностью youtube и myspace.
Стивен по-прежнему не растерял свой оригинальный подход к продвижению проектов, которым славился на заре своей карьеры. Помимо народного конкурса на возрожденном loud.com, он принимает участие в создании телефонной горячей хип-хоп-линии. В этом начинании его партнером стала компания BeatPhone. Теперь все желающие смогут услышать свежайший материал от Akon, Wu-Tang Clan, David Banner и Pharoahe Monch прямо по телефону. Чем не альтернатива радио, от которого далеко не всегда дождешься выполнения своей заявки? Стивен надеется, что его начинание по продвижению артистов таким способом поддержат и другие лейблы. Если немного помечтать, то можно себе представить, как задергаются программные директоры радиостанций, если слушатели пересядут от своих приемников к телефонам.