В хип-хопе много критиканов. Тормозни на улице рэппера и спроси его мнение о пяти выбранных навскидку исполнителях жанра. Кто-то обязательно будет жестко обруган. Но никто не сможет так отозваться о Битнатсах
Beatnuts – продюсеры и рэпперы с больших букв П и Р
В хип-хопе много критиканов. Тормозни на улице рэппера и спроси его мнение о пяти выбранных навскидку исполнителях жанра. Кто-то обязательно будет жестко обруган. Но никто не сможет так отозваться о Битнатсах.
Официальным годом рождения группы The Beatnuts считается 1989, местом - Квинс, Нью-Йорк. В самом начале своей карьеры участники коллектива промышляли изготовлением взрывных битов для различных артистов. Они сходу стали сотрудничать с исполнителями тусовки Native Tongues. Поработав с Jungle Brothers, они присоединились к продюсерской команде дебютного (и единственного) альбома 1990 года Down to Earth , громыхнувшей в то время Monie Love (на их совести трек Pups Lickin Bone ). Еще некоторое время продюсерская команда набирала очки, создавая ремиксы для Cypress Hill, Naughty by Nature, da Lench Mob, и Prime Minister Pete Nice и продюсируя Chi-Ali, Da Youngsta's и Fat Joe.
Впервые свои речитативные таланты они продемонстрировали, заключив контракт с лейблом Combat Records, и выпустив свой первый релиз Intoxicated Demons в 1993 году. Это был не полноценный альбом, а всего лишь EP-шка. На самом деле достаточно известная практика, когда начинающие исполнители первый свой релиз делают именно укороченным, чтобы, не сильно вкладываясь, посмотреть - пойдет, или нет. Обладая достаточным продюсерским профессионализмом, они совместили джазовые биты, жирные басы с фееричным юмором и получили релиз, который можно поставить на полку между 3rd Bass и Jungle Brothers.
Для большинства людей, видевших и слышавших их дальнейшие творения, эта группа была дуэтом. Но не стоит забывать, что изначально их было трое: Junkyard Ju-Ju (он же JuJu, урожденный Jerry Tineo), Psycho Les (урожденный Lester Fernandez) и присоедившийся к ним Fashion (он же Kool Ass Fashion, урожденный Berntony Smalls).
Fashion еще до того, как присоединился к коллективу, отметился в 1991 году в треке Let The Horns Blow с De La Soul и Chi-Ali (которому Beatnuts в 1991-м спродюсировали весь альбом, и он явился по сути их первой демо-записью).
В процессе выпуска дебютного релиза возникли некоторые проблемы, потому что Fashion погорел на наркотиках, и, как говорится, был схвачен и отфигачен. Присяжные вынесли вердикт, и он отправился изучать клетчатый мир. В результате того, что он, образно говоря, был подстрелен на взлете, он через какое-то время покинул группу, ушел в Ислам, поменял, как это там принято, имя и, став Al Tariq-ом, занялся в дальнейшем сольным творчеством. Чтобы сразу отработать этот рукав истории, отметим, что новоиспеченный Al Tariq выпустил в дальнейшем два сольных альбома God Connections , в 1996, и Kool Fresh в 1997, которые были весьма неплохо оценены критикой. Причем его бывшие коллеги без обломов помогли ему с продакшеном на дебютном сольнике. Стилистически творчество Al Tariq'a больше тяготело к задававшему в то время тон Ист-Косту, а не к прилатиненным темам его товарищей.
Оставшийся дуэт JuJu и Les на следующий после временной потери бойца год выпустили Street Level – он вышел в 1994-м на лейбле Relativity/Violator. При этом некоторые источники считают, что этот альбом называется The Beatnuts . Fashion тоже поучаствовал в его создании, но уже в каком-то половинчатом статусе. Доминиканские корни JuJu и колумбийские Les'а позволяли им привносить в свою музыку нечто особенное, благодаря чему они всегда оставались в авангарде латинского хип-хопа. И, надо отдать им должное, до сих пор остаются в строю, хотя разные критики по разному относятся к разным периодам творчества команды. Правды ради, хочется отметить, что явно латинские ритмы и мелодии в их ранних творениях, за редкими исключениями, выцепить сложновато, в отличие от, например, ранних Funkdoobiest или Delinquent Habits. Тем не менее, команда слушается не хуже упомянутых групп и при этом вполне может встать в один ряд с Lords of the Underground, например.
В 1997 после самой большой в истории группы паузы все на том же Relativity вышел их третий сольник Stone Crazy , и многие критики считают, что после этого альбома все инновации и фееричность группы сошли на нет. Впервые именно на нем их латинские корни дали заметные невооруженным взглядом всходы. Тогда же возникли и трения с выпускающим лейблом.
Несмотря на то, что Битнатс были подписаны на лейбле, входящем в иерархию Sony, JuJu отзывался о них в достаточно жесткой манере Fuсk, Sony – и так несколько раз. Такая реакция была связана с тем, что Sony устроила им напряги в связи с использованием в треке Gimme the Ass того же семпла, который использовал Вилл Смит в своем треке Men in Black . И, несмотря на то, что Натсы сделали свой трек на несколько месяцев раньше, Сони исходя из своих тактических соображений запретила им не только раскручивать этот трек, но и выступать с ним.
Но тут уж обижайся или нет, а лямку контракта тянуть нужно. Вскоре вышел их очередной альбом и другие критики, провозглашают именно его - A Musical Massacre 1999 года - самым шедевральным за всю карьеру группы. Он вышел как раз в то время, когда на Relativity надвигались организационные перемены. При этом дуэт не прекращал отмечаться запоминающимися появлениями у коллег по цеху. Они засветились на каждом релизе DJ Honda и поддерживали минусами Kurious (альбом A constipated Monkey ), Big Punisher и Mad Skillz (альбом The nod factor ).
Когда Relativity слился с Loud образовав Loud Recording, группа естественным образом перешла под новую крышу и в 2001 году выпустила Take It Or Squeeze It , демонстрируя завидное постоянство в поддержании периодичности своих релизов. Но смена вывески, произойдя однажды, стала повторяться с завидным постоянством. The Originators – вышел годом позже уже на Landspeed, их прежние хозяева предварили этот релиз компиляцией лучших треков команды - Classic Nuts, Vol.1 , а последний на сегодняшний день альбом Milk Me вырос в пенатах лейбла Penalty и выплеснулся летом прошлого года.
Несмотря на широкую известность, ни один из альбомов команды, никогда не получал не то что платинового, но и даже самого обычного золотого статуса. Что уж тут говорить, если даже обладатели Грэмми Digable Planets продали свой призоносный альбом всего лишь золотым тиражом.
С течением времени многие латиносы доказали, что они тоже могут сотрясать микрофон как надо. Парни типа Noreaga, Big Punisher и Fat Joe, достойно представляют свою диаспору, разрушая соответствующий миф. Их разница с Битнатсами в том, что последние совершенно не парились по этому поводу. JuJu однажды так обрисовал ситуацию с латинским рэпом: Это конечно хорошо, что все эти парни типа Пана и Джо делают свое дело. Некоторым образом это, безусловно, и нам помогает. У нас к ним по этому поводу не возникает ничего кроме глубокой симпатии. Но мы то с Лес-ом в игре уже давным-давно. И мы не пытались обязательно стать платиновыми или золотыми, или что-то еще в таком роде. Нам просто это параллельно. Ну, то есть, это волнует не больше, чем такие обычные потребности, как пожрать, да посрать. Когда мы в студии, мы об этом не думаем. Но раз уж у нас есть контракт с лейблом, то и у нас появляется планов громадье. Просто приготовьтесь к разносу .
И раз за разом они доказывали, что мастерство не пропьешь. Ныне в рядах обращавшихся к Битнатс за продюсингом значится весьма разношерстная компания: Canibus, Ghostface Killah, Dilated Peoples, Mos Def, Tony Touch, Arsonists. Дуэт работал с рэпперами от Big Pun'a до Method Man'a, а Джэнифер Лопез даже использовала их трек Watch Out Now , с которого началась их слава в мэйнстриме, для создания своей песни Jenny from the Block . Многие известные люди также были не прочь появиться и на Битнатсовских релизах. Не сильно углубляясь, можно привести навскидку такие имена как Common, Dead Prez и Large Professor.
Ну и, конечно, не стоит забывать вышедший в 1998 году ремиксовый EP The Spot, куда вошли 7 ремиксов и один ранее неиздававшийся трек Treat$ . К сожалению, в этот релиз почему-то не попал замечательный ремикс на трек Hellraiser .